Не только о раве Хаиме Каневском (благословенна память праведника)

Материалы сайта www.evrey.com


В пятницу, 18 марта 2022 года, в г. Бней-Брак, в возрасте 94 лет, скончался раввин Шмариягу Йосеф Хаим Каневский — духовный лидер «литовского» направления ортодоксального иудаизма, «гдоль hа-дор» (признанный глава поколения) и один из  самых авторитетных раввинов в Израиле и во всем мире.

Рав Хаим Каневский известен как автор многих книг, посвященных самым разным аспектам мировоззрения и разъяснениям книг по Торе, в частности, серии книг Дерех Эмуна («Путь веры») о религиозных законах сельскохозяйственной деятельности на Земле Израиля.

Однако его духовное влияние  выходило далеко за пределы галахических исследований.

Рав Каневский, в значительной степени объединял все направления ортодоксального иудаизма, являлся «высшей инстанцией» в разрешении споров, связанных с Торой.

До последних дней своей жизни раввин Каневский принимал многочисленных посетителей, включая политиков, обращавшихся к нему за советом, со сложнейшими вопросами и просьбами, и продолжал интенсивную учебу, как это было практически всю его сознательную жизнь.

Как сообщили близкие рава, его смерть была легкой, практически мгновенной («как бывает с уходом праведников»).

Выразить свое соболезнование близким в дом рава Каневского прибыли известные политики, в  частности, бывший глава правительства, лидер партии Ликуд, Биньямин Нетаниягу.

Рав Шмариягу Йосеф Хаим Каневский, наставник и праведник нашего поколения, похоронен 20 марта 2022 г. на кладбище «Зихрон Меир» в Бней-Браке.

 

Состоявшиеся в минувшее воскресенье похороны рава Каневского (благословенна память праведника) стали, без преувеличения, беспрецедентным событием. По оценкам властей, это была самая массовая похоронная церемония в истории Израиля.

По предварительным данным полиции, на похоронах рава Каневского ожидалось присутствие миллиона человек (!). Дальнейшие события лишь ненамного скорректировали эту оценку. По сообщению городских властей Бней-Брака, количество присутствующих на похоронах составило 750 тысяч человек.

Сообщалось также, что люди начали прибывать в Бней-Брак из Иерусалима и других городов страны еще с вечера, после исхода шаббата — понимая, что утром в воскресенье сделать это будет гораздо труднее.

Огромное количество людей заранее прибыло в Бней-Брак из Иерусалима «электричкой», которая, в этой связи, работала всю ночь, до 5.30 утра.

Родственники рава Каневского, предвидя массовое прибытие людей на похороны, заранее призвали прибывающих сделать все, чтобы в ходе церемонии прощания с равом Каневским, не было пострадавших в давке, попросив уделить особое внимание безопасности детей.

В результате, мероприятие, в котором приняло участие, примерно две трети миллиона человек, произошло без каких-либо серьезных происшествий.

Следует особо отметить, что лейтмотивом большинства заявлений раввинов, политиков и общественных деятелей Израиля, кроме выражения скорби, была вполне отчетливая тревога за судьбу евреев и Израиля. В свете того, что народ Израиля в эти тревожные и для Израиля (оказавшегося перед лицом все более реальной иранской ядерной угрозы) и для всего мира дни — покинул величайший ученый Торы и духовный лидер поколения.

Действительно, уход духовных лидеров Израиля и народа Израиля такого масштаба, по меньшей мере — очень тревожный знак, требующий от еврейского народа самых серьезных выводов и серьезных внутренних изменений.

 

Естественный, и весьма важный, вопрос — в чем же эти изменения должны состоять?

Конечно же, и в такой ситуации остаются традиционные пожелания — больше времени и внимания уделять изучению Торы, соблюдению заповедей и реализации добрых дел. Но здесь нам представляется уместным добавить еще одно конкретное и очень важное обстоятельство. Напрямую вытекающее, если можно так сказать, из примера беспрецедентного единения евреев, каким стали события в Израиле после ухода рава Каневского.

Почтить память величайшего мудреца Торы в Бней-Брак, прибыли (по приблизительным оценкам) две трети миллиона человек. Часть из них — ночью, жертвуя сном и домашними удобствами.

Попытаемся «конвертировать» произошедшее — в политические, а точнее, электоральные «величины».

На последних  выборах в Израиле, «вес» каждого из 120 мандатов в Кнессете соответствовал, как известно, примерно 36.000 голосам избирателей.

Учтем, что среди евреев, прибывших на прощальную церемонию, были не только представители харедим (ультра-ортодоксального еврейства). Некую часть участников прощания с раввином составляли представители национально-религиозного лагеря, а также «светские» евреи, сторонники правого лагеря.

И все же основная масса прибывших представляет «единый электорат» — электорат еврейских религиозных партий.

При этом следует принять во внимание, что подавляющее большинство прибывших составляли мужчины. В то время, как правом голоса на выборах обладают также и их жены, сестры и совершеннолетние дочери.

По самым приблизительным и скромным оценкам это — еще примерно полмиллиона потенциальных избирателей, не присутствовавших на похоронах. Даже если помнить, что в общее число включены и несовершеннолетние подростки, многие из которых приехали в Бней-Брак с родителями, и вычесть из числа потенциальных избирателей примерно 200-300 тысяч человек — речь пойдет приблизительно о миллионе потенциальных избирателей еврейских религиозных партий. Что равнозначно 27-28 мандатам в Кнессете только от партий, представляющих религиозных евреев.

Совокупное же парламентское присутствие партий, представляющих еврейский ультра-ортодоксальный» электорат после прошедших выборов составило 16 мандатов.

Напомним, что на последних выборах для создания  право-религиозного правительства Нетаниягу не хватило всего двух-трех мандатов.

При любых, самых строгих расчетах — политический потенциал, четко обозначившийся в воскресенье в Бней Браке, включает в себя эти недостающие два-три мандата.

Думаем, примерно то же самое можно сказать и о других общественных группах, составляющих еврейский национально-религиозный лагерь.

Главный практический вывод из сказанного — в том, что среди прочих важных задач, едва ли не самой актуальной задачей сегодня для евреев Израиля, для которых оба этих слова по-настоящему значимы, становится пробуждение от политической и общественной спячки. Как минимум — на время ближайших всеобщих выборов в Израиле.

В эти дни мы наглядно увидели реальную политическую силу, точнее, политический и электоральный потенциал евреев Торы в Израиле. И будет очень стыдно и воистину непростительно, если этот потенциал не найдет своей немедленной реализации в момент, когда от этого драматически зависит будущее еврейской страны…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

1 thought on “Не только о раве Хаиме Каневском (благословенна память праведника)

  1. Очевидно, что подсчёт автора не совсем верный. Уверен, что большая часть евреев воспринявших уход Рава, как личную потерю, не приехали и не пришли на похороны опасаясь давки, неизбежной во время проводов. Следовательно: еврейский потенциал может составить не менее половины всего еврейского населения Израиля.

Comments are closed.