Поколение, получившее Тору на Синае, называется поколением знания. Можно было бы сказать, что в наше время, когда информация сверхдоступна и любой человек при желании может практически мгновенно получить доступ к огромным базам данных, и наше поколение может претендовать на звание подобное «звание». Но все больше и больше людей начинают понимать, что человек, владеющий информацией (даже если количество этой информации огромно), не всегда понимает, что с этой информацией делать, и, по сути дела, знает очень мало.
Тора, которую получили на горе Синай, именуется Деревом Жизни (Мишлей, 3:18). Поэтому, чтобы понять, в чем состоит разница между знанием и информацией, нужно вернуться в самое начало — то есть к Дереву Жизни и Дереву познания Добра и Зла. Ор аХаим говорит, что в Эденском саду было только одно дерево (Берешит, 3:1). А что же с остальными деревьями?
Остальные деревья, включая Дерево познания Добра и Зла, тоже были, но как ветви одного единственного дерева. Когда первый человек съел запретный плод, то существовавшая реальность разлетелась вдребезги, и каждая ветвь стала отдельным деревом. Мир стал более раздробленным, хаотичным и многогранным.
В результате этого сейчас существует масса никак не связанных между собой областей знаний. Классический пример такой специализации — два математика на одной и той же кафедре, испытывающие огромные сложности в объяснении друг другу смысла своих исследований.
Тора как Дерево Жизни в буквальном смысле слова — корень всего остального, то, что связывает все воедино и даёт смысл существованию всех бесконечных деталей этого мира. Такой взгляд на соотношение Дерева Жизни с Деревом познания Добра и Зла позволяет по-другому взглянуть на «геодезический» комментарий Раши.
Раши настаивает на том, что Дерево Жизни находилось в центре Эденского сада (Берешит, 2:9). Такая трактовка позволяет перевести «геодезический» комментарий в комментарий мировоззренческий: когда Дерево Жизни, то есть Тора, находится в центре нашей жизни, то это Эденский сад. Ну а если Тора не в центре, тогда понятно что на Рай наша жизнь будет ну никак не похожа.