Между Б-гом и фараоном

Как объясняет нам еврейская мудрость, у человека в этом мире есть два «фронта» — следить за тем, чтобы не стать рабом своего животного начала (оно же — Змей, оно же — Фараон) и стремиться к раскрытию своего духовного и творческого потенциала.

В истории Исхода из Египта Тора очень ярко демонстрирует силу нашей инерции. То, как Фараон не хотел отпускать евреев, на языке символов демонстрирует, как тяжело человеку решиться уйти из ограниченного материального мира в мир духовности.

Еще один важнейший символ истории Исхода — переход евреев через Красное море и отсечение египтян, которые бросились в погоню за евреями.

Это все про нас. Как только человек решает идти по пути духовности, его животное начало бросается за ним (т. е. за нами) в погоню и хочет вернуть.

Фараон многолик: это и наши внутренние сомнения, и родственники с друзьями, которые говорят нам «Ты что, с ума сошел, надел кипу и стал ходить в синагогу!», и телевизор, который съедает наше время, которое можно было бы потратить на серьезные вещи.

Но еще более важное значение имеет следующая идея. В Торе сначала евреи проходят через море, благодаря чему мы избавляемся от «опеки» Фараона. И только после этого евреи удостаиваются Синайского откровения.

В переводе с языка символов это означает: чтобы стать на путь духовности, мы должны «поставить на место» своего внутреннего фараона, лишив его монопольной власти над нами.

В этом понимании ключевая разница между еврейской мудростью и другими духовными практиками, которые игнорируют существование «фараона».

В современном мире демократии процветает идея: «все, что естественно, то не безобразно». Т. е. любые капризы, страсти и незрелые эмоции имеют такое же право на существование, как и высокие духовные порывы. Демократия во внутреннем мире человека. И человечество не дает себе отчета, что у обычного человека не может быть подлинной демократии. Изначально наша животная природа чрезвычайно мощна (как фараон), и, прикрываясь идеей демократии, наш внутренний фараон давит всеми силами слабые духовные ростки.

Т. е. человек думает, что он дает всем внутренним силам равные права, а в результате имеет внутреннего диктатора и никаких шансов на разрушение фараоновой монополии.

Почему обычный человек не осознает наличие этого диктатора? Потому что сам диктатор сидит в тени и командует. А когда мы можем заметить его проявления? Когда нам предлагают выполнить заповедь Торы. Вот тогда он пробуждается, и, как фараон, бежит вдогонку за нашим слабым желанием обратить внимание на заповедь. И если мы не готовы к его проискам, то он обрушивается на это желание с помощью всего арсенала своих приемов.

Пытливый читатель в этот момент должен остановиться и спросить: а почему мы так ругаем «фараона»? Может, от него нам «сплошное удовольствие», а мы, как мазохисты, хотим себя лишить всего этого.

И здесь настало время «сбросить маску» с фараона. Что он вносит в нашу жизнь? Говорят мудрецы, что животное начало (фараон) — активизирует в нас незрелые эмоциональные реакции: страх, обиду, зависть, ревность, агрессию, депрессию.

А те удовольствия, которыми оно нас приманивает, во-первых, быстро улетучиваются, а во-вторых, подвержены привыканию. Т. е. чтобы получить ту же дозу удовольствия, нужно каждый раз увеличивать раздражитель.

А что же такое духовные удовольствия? Ирония ситуации в том, что те, кто проводят всю жизнь под «контролем фараона», никогда не пробовали этих удовольствий и поэтому им тяжело их оценить…

А сейчас — несколько аспектов.

Когда мы организуем контроль над своим «фараоном», мы ощущаем потрясающую свободу. Перестаем бесконтрольно впадать в страхи и обиды. Мы ощущаем себя хозяином своего внутреннего мира, начинаем видеть духовный потенциал в наших ближних. Интегрировав идею

Вс-вышнего, мы развиваем свою чувствительность. С помощью уроков Торы осваиваем безграничные возможности нашего мозга. Мы правильно строим семью и даем нужные ориентиры своим детям.

И все это благодаря балансу между сдерживанием «фараона» и «впусканием» в свою жизнь мудрости Торы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора