Фото: aestheticamagazine.com
«В Бруклине я родился и вырос. Свадебный танец хасидов — это одна из первых фотографий, сделанных мною в то время. То, что я знаю теперь о фотографии, я знал и тогда. Я снимал, не размышляя о будущем, так возникает взаимосвязь одной фотографии с другой на протяжении всей моей жизни до самой последней фотографии, которую я когда-либо сделаю».
Это — фрагмент воспоминаний замечательного американского фотожурналиста Леонарда Фрида, посвятившего пятьдесят лет документированию истории жизни многих стран, близко воспринимавшего судьбу евреев в разных частях мира. Его имя в ряду таких выдающихся фотографов-документалистов, как Мика Бар-Ам, Маргарет Бурк-Уайт, Йозеф Куделка.
Леонард Фрид родился в рабочей еврейской семье эмигрантов из Минска. Его отец приехал в Америку в 19 лет после двухлетнего пребывания в Палестине, где оказался по окончании Первой мировой войны. Мать эмигрировала в США тринадцатилетней девочкой. Спустя четыре года в Нью-Йорке она выходит замуж за отца Леонарда, работавшего плотником в Бруклине. Сын взял для себя фамилию матери, Фрид.
После окончания школы в Бруклине (1944) Леонард два года изучает коммерцию и графический дизайн, намереваясь стать художником. Он устраивается на работу в типографию графическим дизайнером, оформляет упаковку косметической продукции. В подвале родительского дома Леонард оборудует студию и занимается живописью.
Однако работа дизайнером не удовлетворяла Фрида, и он вместе со своим другом, художником, в 1952 году отправляется в странствие по послевоенной Европе, зарабатывая на жизнь фотографией. Англия, Испания, Франция, Германия, Италия, Голландия — страны, где он побывал… В Амстердаме Фрид обучается работе с камерой Rolleiflex и лабораторной обработке фотоматериалов. В одной из амстердамских газет была первая публикация его фотографии (1954). Во время своего пребывания в Париже Фрид впервые знакомится с творчеством Анри Картье-Брессона. Сильное впечатление производят на него фотографии книги «The Decisive Moment».
Вернувшись домой, Леонард решает заняться фотграфией профессионально. Его увлекает её уникальная возможность документально представить образ жизни общества, выразить его социальные проблемы. В поисках работы Фрид обращается в журнал Life и знакомится с фотографом Корнеллом Капой, снимавшим в то время серию фотографий о евреях. Леонард делает серию фотографий, посвящённых бруклинским хасидам (1954). Выбрав пятнадцать снимков, он оформил их в виде буклета и передал общине.
Фрид всемерно старается привлечь внимание к своим фотографиям. Он показывает их Эдварду Стейхену, директору отдела фотографии Музея современного искусства (МоМА, Нью-Йорк). После двухчасового просмотра Стейхен назвал Фрида одним из трёх лучших молодых фотографов, известных ему, и приобрёл для музея три фотографии по 25 долларов за каждый снимок. К сожалению, Леонард так и не смог передать музею эти фотографии, поскольку, чтобы их напечатать на хорошей бумаге, у него не было денег. Стейхен посоветовал Леонарду продолжить заниматься фотографией, оставаясь фотолюбителем.
Молодому фотографу помог Алексей Бродович, художественный директор журнала Harper’s Bazaar и преподаватель дизайна и фотографии в Новой школе социальных исследований. Он принимает Фрида на учёбу без оплаты. Под его влиянием Леонард ещё более утверждается в правильности выбранной профессии.
Тогда же Леонард обращается в фотоагентство «Магнум», где ему предоставляют возможность пользоваться услугами этого агентства. В 1956 году Фрид вновь отправляется в Европу. Он посещает Италию, Бельгию, Германию и Нидерланды. В Риме Леонард знакомится с Бриджит Клюк, девушкой из Германии, которая вскоре становится его женой. Они обосновываются в Амстердаме.
В этот период Фрид фотографирует выборы в Италии, еврейскую общину в Голландии, тогда как его жена занимается обработкой фотоматериалов в лаборатории. Фотографии, отражающие послевоенную жизнь евреев в Амстердаме, составили первую книгу Фрида «Joden van Amsterdam» (1958). Оставаясь свободным фотографом, он публикует свои фотографии в периодических изданиях Амстердама и Германии. В 1960 году в Роттердаме состоялась его первая персональная выставка.
Неизменный интерес Фрида к судьбе евреев приводит его в Германию. Он стремится как можно полнее запечатлеть их жизнь после Второй мировой войны (1961). Отдельные фотографии из этой серии публиковались в немецких журналах, а полностью они были представлены в книге «Deutsche Juden heute» (1965). Затем следует первая двухмесячная поездка в Израиль и сотрудничество с журналом «Israel Today». На основе фотографий хасидов Ню-Йорка и Иерусалима Фрид создаёт для голландского телевидения фильм «Dance at the Pious» (1963). Несколько позже, развивая еврейскую тему, Фрид публикует в швейцарском журнале Camera серию фотографий, названную «Purim» (1966).
О своём неизменном интересе к фотографированию еврейских общин в разных частях мира Леонард Фрид говорил: «Все годы я старался понять этих людей, близких мне по родству. Я хотел понять мои еврейские корни, будучи среди этих людей и вне их, наблюдая разные точки зрения. Фотографирование евреев было исследованием моего внутреннего мира, это открывало меня, кто я. Я — нерелигиозный человек, но, когда я вернулся в Нью-Йорк после моей первой поездки в Европу, я фотографировал хасидов… Я видел хасидов в метро, и я их фотографировал с чувством, что я снимаю моего отца или мою бабушку…».
В 1963 году Леонард Фрид возвращается в США. Он фотографирует в Вашингтоне «Марш на Вашингтон», собравший 250 тысяч человек, выступавших против расовой дискриминации в стране. Проблема увлекла его. В Бруклине он фотографирует районы с чёрным населением, посещает церкви, пытается представить социальное положение афроамериканцев. Едет в Балтимор, чтобы сфотографировать Мартина Лютера Кинга во время приветствия его сторонниками после получения им Нобелевской премии мира. Спустя несколько лет эти фотографии составили книгу Фрида «Black in White America» (1967), изданную тиражом более шестидесяти тысяч экземпляров и имевшую широкий отклик в американском обществе. Практически одновременно она была опубликована в Нидерландах, Италии и Германии.
В июне 1967 года Леонард Фрид вновь в Израиле. Он фотографирует события Шестидневной войны. В Иерусалиме встречается с Корнеллом Капой. После этой встречи Капа включает фотографии Фрида в уже ранее подготовленную им групповую выставку «The Concerned Photographer» (Вернер Бишоф, Роберт Капа, Андре Картеш и Дэн Вайнер), представленную в нью-йоркском Riverside Museum. Экспозиция на протяжении двух лет демонстрировалась в Токио, Вашингтоне D.C., Иерусалиме, Италии, Швейцарии, Англии и Чехословакии.
После представления выставки Фрид возвращается в Израиль. Полгода он с семьёй живёт в Тель-Авиве, сотрудничая с израильскими журналами. Итогом его пребывания в Израиле стала выставка «Israel/The Reality», представленная кураторами Корнеллом Капой и Микой Бар-Амом в нью-йоркском Еврейском музее (1969). Спустя два года в Ерейском музее (Нью-Йорк) будут показаны фотографии Фрида о жизни евреев, но в более широком аспекте, в Европе, Израиле и Соединённых Штатах.
В 1970 году Фрид с семьёй обосновывается в Нью-Йорке. В это время его фотографии можно было часто увидеть в таких ведущих журналах США и Европы, как Fortune, Life, Look, Der Spiegel, Die Zeit, Stern, Paris Match. Начиная с 1950-х годов, Фрид сотрудничал также и с фотоагентством Magnum, но только в 1972 году по представлению Корнелла Капы он становится полноправным членом агентства, оставаясь им до конца жизни.
Начинается наиболее активный период творчества фотографа. «Магнум» давал фотожурналистам больше творческой свободы, оставляя за ними авторские права. Тогда, как, например, в Life все материалы, полученные фотографом при выполнении задания, становились принадлежностью журнала.
В июне 1972 года Фрид, получив разрешение мэра Нью-Йорка Джона Линдсея, начинает свой большой фоторепортаж о работе городской полиции. Он целые дни проводит с полицейскими, снимает криминальные сцены, включая убийства. Журнал The Sunday Times Magazine, публиковавший фотографии, желал показать больше крови, насилия. Этого было достаточно в городе. Но главным для себя Фрид считал необходимым показать сущность работы полиции, социологические аспекты криминала в городе. На фотографиях он зримо представил многогранность правозащитной проблемы города. Эти снимки Фрид опубликовал в книге «Police Work», изданной в Нью-Йорке в 1980 и 1981 годы, а также в Париже — в 1984 и 1990 годы.
В октябре 1973 года Фрид вновь в Израиле. Он снимает войну Судного Дня для The Sunday Times Magazine в тяжёлых боевых условиях. Корреспондент Николас Томилин, работавший бок о бок с ним, погиб на Голанских Высотах. На протяжении с 1962 по 1989 годы Леонард Фрид побывал в Израиле семь раз.
В 1980-е — 1990-е годы Фрид фотографирует в более двадцати странах Европы, Азии, Африки и Южной Америки. Каждый год проходили в той или иной стране выставки его работ. Фотографии Леонарда Фрида были представлены в таких значительных групповых выставках, как «New York: Capital of Photography» в Еврейском музее (Нью-Йорк, 2002) и «Magnum’s New Yorkers» в музее города Нью-Йорка (2004).
С юношеских лет Фрида влекло познание мира. Камера стала инструментом, визуальным дневником, отражающим его восприятие окружающего общества. Фотография была его религией, его одержимостью. Фрид обладал природным чувством композиции сцены, её ритма. Он отмечал, что его видение художника сохранилось неизменным от первых фотографий до последних. Фотографируя, Фрид стремился запечатлеть мгновения, отражающие действие и время. Многим своим фотографиям ему удалось придать универсальное, символическое значение. Он снимал и печатал снимки без каких-либо манипуляций.
Фрид с пониманием относился к концепции Анри Картье-Брессона «Решающий момент» — ожиданию фотографом появления совершенных композиции и выразительности сцены. Однако, он считал, что при этом утрачивается некая её спонтанность, её естественность. Поэтому многие фотографии Фрида выглядят неупорядоченными, «непричёсанными», вместе с тем глубже передающими сущность события.
Леонард Фрид предпочитал чёрно-белую фотографию, позволявшую по сравнению с цветной, глубже передать психологию людей, лучше акцентировать сюжет сцены. Он снимал двумя камерами. В одной, Лейке, была чёрно-белая плёнка, в другой — цветная. Если событие его увлекало, сначала делалась чёрно-белая фотография, а затем — цветная, исходя из требований журналов.
Фрид сделал множество фотоэссе, где каждая фотография, дополняя друг друга, глубже раскрывает исследуемую тему. Вместе с тем среди них содержатся столь значительные снимки, которые обрели самостоятельную жизнь и стали «визитной карточкой» фотографа, многократно публикуемыми из года в год в разных изданиях. Среди них такие, как «Hasidic Wedding», New York, 1954; «Wall Street», New York City, 1956; «Hasidic Wedding», Jerusalem, 1972; «Handcuffed», New York City, 1978.
Фотографическая карьера Леонарда Фрида продолжалась полстолетия. Даже будучи тяжелобольным, он не расставался с камерой. Он находил силы подняться с кровати и из окна своей комнаты фотографировать кошку Диану, разгуливающую по крыше соседнего строения.
Архив Леонарда Фрида насчитывает более миллиона негативов и тысячи снимков. Творческий диапозон его съёмок был необычайно широк: войны в Израиле, революция в Румынии, борьба за гражданские права в США, образ жизни евреев в разных регионах мира, проявления криминала и бедности и многое, многое другое, что отражало его понимание предназначения документального фотографа, обладающего обострённым социальным и гражданским восприятием окружающего общества. Леонард Фрид достойно продолжил традиции американской социальной фотографии, ведущей своё начало от Льюиса Хайна и Джекоба Рииса.
Леонард Фрид опубликовал 11 книг, его фотографии показывались на многих национальных и международных выставках, а также на более 25 персональных. Его работы представлены во многих крупнейших музеях мира, включая The Metropolitan Museum (New York), Smithsonian Institute (Washington, D.C.), The Bibliotheque Nationale (Paris) и, конечно, в Еврейских музеях Нью-Йорка и Берлина, а также в Israel Museum (Jerusalem) и Musee d’art et d’histoire du Judaisme, Paris.
На протяжении своей творческой карьеры Леонард Фрид был отмечен рядом наград, среди которых Грант штата Нью-Йорка в области искусства (1978) и Грант за вклад в национальное искусство (1980).
Точную характеристику своей профессиональной деятельности сделал сам Леонард Фрид на склоне лет: «Для меня фотография во многом обладает тем, что удовлетворяет мою любознательность и способность удивляться. Приводят в волнения любые мелочи. Это, когда взрослые, какими мы являемся, как бы становятся детьми, блуждающими в своём детском мире».
Лев ДОДИН