Глава «Бешалах» насыщена событиями: начинается она историей прохождения сынов Израиля по дну Ям-Суф и заканчивается войной с Амалеком: «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме. И сказал Моше Иегошуа: выбери нам мужей и поди, сразись с Амалеком; завтра я стоять буду на вершине холма с посохом Божиим в руке моей. И сделал Йегошуа, как сказал ему Моше о сражении с Амалеком; а Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моше отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. И низложил Иегошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йегошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба. И построил Моше жертвенник, и нарек ему имя «Господь – Нисси» (Господь – чудо мое). И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род» (17:8-15).
От прохождения по дну моря до получения Торы прошло 43 дня. В который из них произошло это сражение?
В одном лекции, посвященной недельным главам Торы, р.Зеев Дашевский дал следующий интересный ответ на этот вопрос: «Моше во время этой войны сделал то, что позднее повторит его ученик Йеhошуа, а именно, он остановил солнце, чтобы добить врага до наступления шабата. Это значит, что война с Амалеком была в канун шабата, и следующий день был шабат, а через неделю они получат десять заповедей. Следовательно, если мы от шестого числа месяца Сиван отнимем семь дней, то мы окажемся в предпоследнем дне месяца Ияра, и это, по-видимому, получается двадцать девятое число, и тогда война с Амалеком была двадцать восьмого. А двадцать восьмое Ияра – это дата, которая позднее оказалась очень значительной в нашей истории, это – «День освобождения Иерусалима» в шестидневную войну.
Во время этого сражения с Амалеком Моше стоял и поднимал руки и опускал руки, и стоял он на холме. Мидраш говорит, что это был за холм, и объясняет так, что это была гора Мориа, которая прибыла к этому важному «театру действия». И таким образом получается крайне «простая» история: Моше дирижировал войной с Амалеком, стоя на Храмовой горе в День освобождения Иерусалима».
Вывод важный и интересный, но тем более замечательно, что эту же «теорему» (доказывающую совпадение даты битвы с Амалеком с датой освобождения Иерусалима), можно доказать и другим способом, опираясь на иные детали и источники.
После прохождения через Ям-Суф (21 нисана) события, описываемые в недельной главе «Бешелах», развивались следующим образом.
«И двинулись из Эйлима, и пришла вся община сынов Израилевых в пустыню Син, что между Эйлимом и Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. И возроптала вся община сынов Израилевых на Моше и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Израилевы: о, кто дал бы нам умереть от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у горшка с мясом, когда мы ели хлеб досыта! вот, вывели вы нас в пустыню эту, чтобы уморить все это собрание голодом. И сказал Господь Моше: вот, Я дождем дам вам хлеб с неба; и пусть выходит народ и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет. И вот, в день шестой, когда подготовят то, что принесут, окажется вдвое против того, что собирают каждый день… И сказал Моше: даст же Господь вам вечером мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо услышал Г-сподь ропот ваш, который вы поднимаете против Него; а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа»
(16:1-8)
«Пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской», день, в который разразился этот скандал, согласно Гемаре (Шаббат 118.б) пришелся на субботу. Соответственно в канун следующей субботы, приходившейся на 22 ияра, народ получил заповедь хранить субботний покой: «И собирали они его каждое утро, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. И было, в шестой день собрали хлеба вдвое, по два омэра на каждого; и пришли все главы общины, и сообщили Моше. И сказал он им: вот что говорил Господь: покой, суббота святая Господу завтра; то, что печь вам, пеките и что варить вам, варите; все же излишнее отложите на сбережение до утра. И отложили они его до утра, как велел Моше, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моше: ешьте его сегодня, ибо суббота сей день – Господу, сегодня не найдете его на поле. Шесть дней собирайте его, а в седьмой день – суббота, не будет его. И вот, в день седьмой вышли из народа собирать и не нашли. И сказал Господь Моше: доколе будете отказываться соблюдать заповеди Мои и наставления Мои? Смотрите, ведь Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, не выходи никто из места своего в день седьмой. И покоился народ в седьмой день» (16:22-3о)
Гемара сообщает также, что субботним днем был день дарования Торы – Шавуот. Соответственно предшествующая суббота (как и разъясняется в приведеном отрывке лекции р.Дашевского) пришлась на 29 ияра, на следующий день наступил месяц Сиван, как сказано: «В третий месяц по выходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день (новолуния), пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рыфидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились станом в пустыне; и расположился там Израиль против горы». (Итро 19:1)
Итак, сражение с Амалеком должно было происходить между 22 и 29 ияром. Но все же ближе к 29.
Действительно, после субботы 22 – ияра произошло следующее: «И двинулась вся община сынов Израилевых из пустыни Син в странствия свои по слову Господню; и расположилась станом в Рыфидиме, и не было воды для питья народу, И ссорился народ с Моше, и говорили: дайте нам воды, чтобы пить нам. И сказал им Моше: что вы ссоритесь со мною? что искушаете Господа? И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моше, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, чтобы уморить нас и детей наших, и скот наш жаждою? И возопил Моше к Господу, сказав: что мне делать с народом этим? еще немного, и они побьют меня камнями. И сказал Господь Моше: пройди перед народом и возьми с собою из старейшин Израильских, и посох твой, которым ты ударил по реке, возьми в руку твою, и пойди. Вот, Я стану пред тобою там, на скале в Хореве; и ты ударишь в скалу, и выйдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моше пред глазами старейшин Израильских. И нарек месту тому имя Масса и Мырива, из-за ссоры сынов Исраэйлевых и потому что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (17:1-7)
Лишь только после этой ссоры «пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме».
Чтобы «двинуться из пустыни Син» «всей общине» требовалось не менее дня, чтобы после этого «расположиться станом в Рыфидиме», так же не менее дня. А ведь как минимум еще один день требовался на «странствие» и еще один день на ссору.
Таким образом, приблизился к стану Амалек, по-видимому, как раз в четверг, чтобы «назавтра встал Моше на вершине холма с посохом Божиим»
Итак, сражение с Амалеком, так же и согласно этому подсчету, должно было произойти в День освобождения Иерусалима.
Косвенно этот вывод подтверждается также и хронология последней войны с Амалеком.
Относительно даты ее завершения до сих пор нет согласия между союзниками. Когда капитулировала Германии? Когда праздновать Победу — 8 или 9 мая? Т.е. 25 или 26 ияра?
Но может быть тогда посчитать днем победы 11 мая – 28 ияра, когда сложили оружие последние силы Вермахта?
Действительно армия «Центра» и отдельные части армии «Юга», располагавшиеся в Чехословакии, продолжали сопротивление, которое было сломлено в ходе крупнейшей операции с участием более 2 миллионов красноармейцев. На этом участке война закончилась только 11 мая. Занятая Гитлером первой из Европейских столиц — Прага была освобождена последней – 28 ияра.