Как говаривали на советской Руси, в иных случаях смены власти приходили новые люди и пели новые песни. У нас в Нью-Йорке такого не скажешь, и хотя к власти в городе пришли новые люди, песни они поют старые, прогрессистские. Вот и новым прокурором Манхэттена стал 48-летний Элвин Леонард Брэгг, демократ, выпускник Гарварда и бывший помощник федерального прокурора Южного округа штата Нью-Йорк, куда входит Манхэттен. В должности манхэттенского райпрокурора Брэгг стал первым афроамериканцем, сменив 67-летнего Сайруса Вэнса, который провел на этом посту 12 лет, верой и правдой служа закону пополам с идеалами Демократической партии, завещанными ему отцом, Госсекретарем при президенте Картере.
В понедельник Брэгг заявил о себе первым служебным меморандумом, обязав подчиненных (а их у него 789) «не требовать приговоров к лишению свободы» (carceral sentence) за преступления — кроме убийств и других видов насилия, включая бытовое и сексуальное, а также коррупции. «Исключением из этого правила, — гласит меморандум, — могут быть только чрезвычайные обстоятельства, основанные на подробном анализе фактов, криминальной истории, данных жертвы и другой доступной информации».
Вроде, всё — и ничего, то есть сажать преступников в тюрьму нельзя, но можно, если как следует покопаться в деле. Но, с другой стороны, отныне следователи манхэттенской прокуратуры должны учитывать «влияние содержания под стражей» на безопасность общества, будущие препятствия осужденного в его новой жизни и карьере, стоимость содержания за решеткой и, конечно, расовое неравенство для тех, кто отсидел в тюрьме. В любом случае прокурору велено не требовать для подсудимого больше 20 лет лишения свободы и, уж, конечно, не пожизненного ее лишения без права освобождения. По закону штата Нью-Йорк, такое наказние предусмотрено за самые тяжкие убийства, включая серийные, терроризм, смерть полицейских и детей в возрасте до 14 лет, убитых педофилами. С этим Элвин Брэгг не спорит, туда таким злодеями дорога, но другим предусмотрен широкий ассортимент наказаний и поблажек. В сопровождающем меморандум письме “Day One” новый манхэттенский прокурор поясняет, что «эти перемены не только сделают нас безопаснее, а также высвободят средства прокуратуры для борьбы с насильственными преступлениями».
Ну что тут скажешь, кроме «ай да молодец новый прокурор», но Пол Ди Джиакомо, глава профсоюза детективов городской полиции, считает, что Элвин Брэгг «прокладывает преступникам дорогу к свободе от ответственности и власти на наших улицах». В официальном заявлении Ди Джиакомо также сказано, что «в Манхэттене Брэгга можно сопротивляться аресту, торговать наркотиками и даже носить пистолет, и все это сойдет с рук». Схожего мнения придерживается Патрик Линч, глава самого крупного в городской полиции профсоюза патрульных, выразивший «серьезные опасения по поводу того, что все это даст и полицейским, и уличным преступникам». По словам Линча, «полицейские не желают охранять законы, которые районные прокуроры не соблюдают», а к тому же сейчас «слишком многие считают, что можно совершать преступления, сопротивляться аресту и пререкаться с полицейскими при нулевых последствиях за все это».
Боб Макманус, обозреватель, а в прошлом один из редакторов газеты The New York Post, редактор издания City Journal, а в молодости моряк-подводник, в среду напомнил о рифмованной по-английски пословице «If you can’t do the time, don’t do the crime» («Не можешь сидеть в тюрьме — не совершай преступлений») и пояснил, что новый прокурор Манхэттена поможет исправить это своим первым меморандумом. Тюрьма, по решению Элвина Брэгга, сохраняется для самых отпетых убийц, а остальные могу гулять на воле. В число этих остальных Макманус включает вооруженных грабителей и наркодилеров, которым новый прокурор сулит «минимум неудобств», существовавших при уважавшем закон мэре Джулиани — тоже, кстати, бывшем федеральном прокуроре Манхэттена. Нынешний мэр Эрик Адамс, судя по его обещаниям, неплох, но, как считает Боб Макманус, «может просто забыть о своих обещаниях одолеть рост преступности, «потому что какой смысл ловить преступников, которых нельзя сажать».
Копая глубже лидеров полицейских профсоюзов, Макманус пишет, что назначению Элвина Брэгга наверняка рад 91-летний миллиардер и «архи-анархист» Джордж Сорос, который «годами тратил большие деньги на прогрессистов в качестве районных прокуроров», а по сообщениям СМИ, дал на прошлогоднюю избирательную кампанию Брэгга миллион долларов. На деньги Сороса районные прокуроры появились в Сан-Франциско, который является “столицей” магазинных грабежей, и в Филадельфии, которая в пять раз меньше Нью-Йорк по населению и больше по числу убийств. На первый взгляд, пишет Боб Макманус, Элвин Брэгг не из тех, кто подходит Соросу — все-таки бывший прокурор штата и страны, а к тому же выросший в Гарлеме при мэре Динкинсе, когда в городе бушевал криминальный крэк, то есть человек, хорошо знакомый с пагубой преступности, когда в криминогенных районах матери клали малышей спать в ванны, чтобы уберечь от шальных пуль.
«Сегодня, — написал Макманус, — стало еще хуже, потому что за это не наказывают, как положено», и в такое время новый манхэттенский прокурор своим первым меморандумом фактически отрицает главный урок прошлого — наказание за преступление как гарантия безопасной жизни города. Меморандум Брэгга, по мнению Макмануса, демонстрирует «невежество, надменность и презрение к соблюдению закона», а к тому же входит в конфликт интересов с курсом мэра Адамса, который обещает первым делом избавить Нью-Йорк от уличной преступности. «Возможно, — завершил свою статью в The New York Post Макманус, — Адамс не ожидал увидеть препятствие в образе манхэттенского прокуроре, но это так. Сейчас, мистер мэр, ваш удар! Желаю вам удачи».
Копнув подоплеку таких назначений до Джорджа Сороса, бывший редактор отдела редакционной почты Post, не докапывается до расовой сути всего происходящего, а точнее, не называет ее. Как бывший подводник, Макманус, вероятно, понимает, что в определённой ситуации лучше лечь на дно, чтобы не успели запеленговать.