После того как в дорожных вещах Биньямина был найден кубок египетского правителя, сыновья Яакова окончательно растерялись. Только Иегуда проявил самообладание и, обратившись к Йосефу со страстными, но исполненными достоинства словами, предложил себя в рабы вместо Биньямина…
«И поднялись они из Египта, и пришли в землю Кнаан к Яакову, отцу своему» (45:25). В 60-х годах прошлого века был открыт и почти тут же запрещен новый рекламный прием. Если вставить в кинофильм один-единственный кадр, повторяя его 24 раза в секунду, он прочно отложится в мозгу у зрителя. Это происходит совсем незаметно: содержащаяся в этом кадре информация вызывает нужное для рекламодателя побуждение, которое проникает сквозь защитные мыслительные барьеры и фиксируется в подсознании. В следующий раз, когда жертва этого воздействия приходит в магазин, его рука невольно тянется к соответствующей марке крекера или мыла…
На самом деле, рекламная фирма, впервые применившая этот прием, использовала старый принцип, известный еще три тысячи лет назад.
В сегодняшнем разделе Торы братья Йосефа возвращаются к своему отцу Яакову с радостной вестью, что загадочно пропавший Йосеф жив-здоров и стал правителем Египта. Им, конечно, надо решить, как сообщить об этом Яакову. Ведь если сказать ему прямо, он может не выдержать и даже умереть от потрясения. Короче, нужно подготовить отца.
Когда братья подошли к шатру Яакова, из него вышла им навстречу Серах, дочь Ашера. Серах была выдающейся женщиной, превосходившей в духовности многих своих современников. И к тому же она хорошо играла на арфе.
Посовещавшись, братья решили, что лучше всего поручить именно ей эту задачу — сообщить Яакову, что Йосеф жив: пусть Серах споет ему красивую песню, вложив в нее радостную весть в стихотворной форме. Серах так и поступила: быстро сочинила песню, взяла арфу и проскользнула в дедушкин шатер.
Несмотря на прошедшие годы, Яаков так и не оправился от пропажи своего любимого младшего сына Йосефа. Когда другие сыновья убедили его, что Йосеф был растерзан диким зверем, предъявив его рубашку, смоченную в крови козленка, Яаков погрузился в траур, не реагируя ни на какие попытки утешить его. И вот Серах начала петь мягким голосом: «Мой дядя Йосеф жив и находится в Египте; у него два сына — Менаше и Эфраим». На иврите «Мицраим» (Египет) рифмуется с «Эфраим».
Эти слова, укутанные в нежную убаюкивающую мелодию, не только не шокировали Яакова, а, наоборот, воздействуя, как бальзам на измученное сердце, воодушевили, окрылили его, мгновенно рассеяв безысходную скорбь. Он впитал их всем своим существом. Траурное подавленное настроение сменилось восторгом и безграничным счастьем. «Серах! — воскликнул Яаков. — Ты вернула мне жизнь. Так живи же сама вечно!»
И Серах была вознаграждена по классическому принципу «мера за меру». Она дожила до воцарения Давида (который, кстати, тоже мастерски играл на арфе) и удостоилась чести, которую разделили с ней лишь очень немногие праведники: она не умерла, а вошла живой в Ган-Эден, Райский сад.
Музыка обладает волшебным свойством: она способна утихомирить даже дикого зверя. Она влияет на наши эмоции, преодолевает барьер нашего разума и входит в подсознание. Прежде чем Яаков мог испытать потрясение от счастливой вести, что Йосеф жив, эта весть успела проникнуть в его подсознание на музыкальной волне.
Недаром говорят хасиды: «Слезы распахивают врата Небес, а мелодия рушит стены».
Мудрость Йосефа
«А народ расселил он по городам от одного конца Египта до другого» (47:22). Йосеф был великим человеком, и суть его величия заключалась в умении предвидеть будущее, как говорили мудрецы Талмуда: «Кто мудр? Тот, кто предвидит будущее».
Речь идет не о пророках или астрологах, которым по штату положено заглядывать в завтрашний день, а о вполне нормальных людях, обладающих ценным умением здраво оценивать ситуацию и рассчитывать долговременные последствия своих действий. Предвидя негативный результат какого-то действия, они откажутся от него или, по крайней мере, выполнят его так, чтобы свести к минимуму ущерб. Если же они уверены в позитивном результате, то будут действовать решительно и без промедлений.
Йосеф не только умел прогнозировать результаты своих решений и поступков, но и использовал это предвидение с максимальной пользой. К тому же личное обаяние и организаторский талант позволяли ему манипулировать фараоном, его приближенными и даже собственными братьями, заставлять их действовать в нужном ему русле.
Взять хотя бы его провидческий сон с кланяющимися снопами в разделе «Ваешев». Йосеф прекрасно знал, что братья ненавидят его. Казалось бы, лучше смолчать, скрыть от них провокационный сон, не раздувать пламя вражды. Но Йосеф поступил наоборот. Исходя из принципа, сформулированного спустя много веков в Талмуде, что все сны становятся явью согласно их истолкованию, он нарочно рассказал братьям свое сновидение, чтобы получить от них нужное ему толкование. «Неужели ты будешь царствовать над нами?», — возмутились разгневанные братья. Именно этих слов он ждал от них, и так, в итоге, и произошло: Йосеф стал правителем Египта, а братья пришли к нему на поклон.
Теперь посмотрим, как он манипулировал фараоном и египтянами в интересах своих братьев и всей семьи Яакова, пришедшей из разоренного неурожаем Ханаана. Готовя братьев к жизни в Египте, он посоветовал им: «Если позовет вас фараон и скажет: «Чем вы занимаетесь?» — то скажете: «Скотоводами были рабы твои с юности нашей доныне… Тогда вы останетесь жить в стране Гошен, ибо отвратителен для египтян всякий пастух овец» (46:33-34).
На первый взгляд, странный совет. Если скотоводы — мерзость для египтян, зачем лезть на рожон? Лучше скрыть непрестижную специальность.
Но Йосеф знал, что говорил. Скота в Египте было много, но профессия скотовода не пользовалась почетом. И фараон, должно быть, очень обрадовался приходу евреев-пастухов. Как хорошо, наверное, думал он, что нашлись люди, готовые делать за египтян то, что они сами не любят делать: пасти скотину, обеспечивая их молоком и творогом. Вот почему он тотчас выделил семье Яакова для проживания самую плодородную провинцию Гошен и предложил Йосефу: «Если… есть среди них люди способные, поставь их смотрителями над стадами, которые у меня» (47:6).
Так было и на последующих этапах еврейской истории. Владение дефицитной и непрестижной специальностью помогало нашим предкам, дальним и ближним, экономически закрепляться в странах рассеяния, быть «нужными» людьми.
Кроме того, Йосеф заранее позаботился о смягчении условий рабства, в котором, как он предвидел, евреи окажутся на последующем этапе египетского галута. Воспользовавшись массовым голодом и своими широкими полномочиями, он сделал три вещи. Первое: собрал с голодающих египтян все деньги и все имущество, превратив их, по существу, в рабов фараона, который обеспечивал их хлебом. Второе: Йосеф переселил египтян из сельской местности в города (за исключением жрецов), нарушив тем самым их связь с землей и превратив в таких же скитальцев, как и евреи. И третье: он приказал всем мужчинам Египта пройти обрезание, чтобы они даже внешне больше походили на сынов Израиля. Последняя мера помогла также защитить евреек от посягательств развратных египтян (мудрецы Талмуда отмечали, что «мила», обрезание, снижает физическое влечение).
В результате всех этих мер египтяне утратили социальные преимущества перед евреями: у них не было земли; многие из них жили «на чужбине» и были бедны, и даже в общественных банях невозможно было отличить представителя «титульной» нации от пришельца.
Кроме того, собранные Йосефом деньги и ценности были со временем унесены евреями при Исходе в точном соответствии с обещанием, полученным праотцем Авраамом от Б-га: «А затем потомки твои уйдут оттуда с великим достоянием» (Берешит, 15:14).
Йосеф был прототипом всех «умных евреев при губернаторе», которыми так богата история. Правда, в отличие от многих из них он ставил во главу угла не личные цели и не интересы хозяев, а долгосрочное благо своего народа.