Свеча, горящая во тьме

Египет становится всемирной житницей. Тем временем Йосеф женится на Оснат, дочери Поти-Фера (Потифара), и у них рождаются сыновья Менаше и Эфраим. После недолгого процветания во всем регионе начинается засуха. Хлеб есть только в Египте. Яаков посылает туда сыновей из опустошенного голодом Ханаана. Йосеф сурово встречает гостей, обвиняет их в шпионаже. Продав им зерно, он берет в заложники Шимона и требует, чтобы они привели из дома младшего брата Биньямина: лишь тогда он поверит в их благонадежность. На обратном пути братья находят в своей поклаже ранее уплаченные ими деньги. Они растеряны. Выслушав их рассказ, Яаков не соглашается отпустить Биньямина, но голод усиливается, Шимон томится в заточении, и отец вынужден уступить. Перед уходом в Египет Иегуда берет на себя личную ответственность за младшего брата. Йосеф принимает их с почетом, тайно плачет при виде Биньямина, но затем вновь велит слугам подложить братьям перед уходом уплаченные за хлеб деньги, а Биньямину — еще и свой кубок. Посланный вдогонку слуга находит кубок в вещах Биньямина. До сих пор не узнанный Йосеф обвиняет младшего брата в краже и в наказание объявляет его своим рабом. Иегуда предлагает себя вместо Биньямина, но Йосеф отказывается от замены.

***

«И не вспомнил начальник виночерпиев о Йосефе и забыл его» (40:23).

Среди популярнейших киношедевров всех времен выделяется фильм «В поисках утраченного ковчега». Те, кто знаком с Торой, могут сразу догадаться, что речь идет о Ковчеге Завета, который изготовил Моше-рабейну и в котором помещались оригинал Торы и скрижали Завета с начертанными на них Десятью заповедями. Кульминацией фильма стал захватывающий поединок злодея, облаченного в одежды первосвященника, и главного героя Индианы Джонса.

Жизнь, однако, создает сюжеты удивительнее, чем любой киносценарий. Между евреями и Индианой Джонсом действительно существует связь, причем такая, что нарочно не придумаешь. В 1911 году Хайрам Бингем III открыл легендарный город инков Мачу-Пикчу, затерянный в перуанских Андах. Этот человек стал прообразом Индианы Джонса, героя упомянутого фильма. У Хайрама был сын, которого он, недолго размышляя над именем, назвал Хайрам Бингем IV.

27 июня 2002 года тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл, скончавшийся около месяца назад, вручил семье Хайрама (Гэрри) Бингема IV посмертную награду «за конструктивное инакомыслие».

Более пятидесяти лет Госдепартамент отвергал любые попытки отметить заслуги Хайрама Бингема IV. Его обвиняли в неподчинении и нарушении дипломатической дисциплины. Он считался опасным диссидентом, за что и был уволен из дипкорпуса США. Отношение к нему изменилось уже после его смерти: Хайрам Бингем IV был официально признан героем.

История такова. В 1939 году Бингем был назначен американским вице-консулом во французском городе Марселе, где отвечал за выдачу въездных виз в США. В 1940 году нацисты захватили Францию, и тысячи евреев, стремясь избежать депортации в концлагеря, отправились в Марсель за спасительной визой.

Однако правительство Рузвельта придерживалось тогда политики «нейтралитета», не желая ссориться с марионеточным режимом Виши. Госдепартамент приказал своим представителям в Марселе не выдавать визы евреям и другим беженцам. Единственный, кто не подчинился этому приказу, был Бингем. Он считал аморальным отказывать людям, обреченным на верную смерть. Свою совесть он поставил выше личной карьеры.

Вопреки указаниям своих вашингтонских боссов он выписал более двух с половиной тысяч виз. Среди людей, в спасении которых он участвовал, были Марк Шагал, Макс Эрнст, Ханна Арендт, Лион Фейхвангер и семья Томаса Манна. Он прятал многих в своем доме в Марселе и добывал фальшивые документы для переправки преследуемых в Америку через франкистскую Испанию или на судах по Средиземному морю. Деньги на их спасение он нередко брал из личного кармана.

В 1941 году Вашингтон перестал терпеть «выходки» своего непослушного дипломата, и Бингема отозвали из Франции, дав назначение в Аргентину. Однако после войны он продолжал раздражать свое начальство, постоянно сообщая о передвижении беглых нацистских преступников. В итоге его просто уволили с дипломатической службы.

Хайрам Бингем IV умер практически в нищете в 1988 году. Мало кто знал о самоотверженной деятельности этого человека в период войны, пока его сын не обнаружил среди вещей умершего отца пачку писем, документов и фотографий…

Когда героизм Бингема стал достоянием гласности, многие группы и организации, включая ООН и Государство Израиль, оказали ему заслуженные почести.

В период испанской инквизиции многие евреи отдавали все свое имущество капитанам морских судов за переправку в другие страны, но в результате были ограблены и преданы теми, кому доверились. Та же история повторилась и в начале сороковых годов прошлого века в нацистской Европе.

«И не вспомнил начальник виночерпиев о Йосефе и забыл его». Если начальник виночерпиев «не вспомнил» о Йосефе, почему Тора добавляет: «и забыл его»? РАШИ комментирует: сей придворный «не вспомнил» Йосефа в тот же день, а затем вообще «забыл его».

Что означают эти слова? Можно простить главного виночерпия за то, что он забыл Йосефа в день своего освобождения. Любой узник, неожиданно оказавшись за воротами тюрьмы, где томился долгие месяцы, может от счастья забыть обо всем на свете, включая своего благодетеля. Но затем, когда упоение свободой утихло, почему этот египтянин не выполнил просьбу Йосефа, благодаря которому был освобожден и вернулся к своей службе во дворце фараона?

Да потому что ему не было дела до Йосефа. Благодарить еврея?! Зачем?! Тот же классический сценарий повторялся затем из века в век — в Испании и Португалии, во Франции и Германии, в Польше и России, в арабских странах. Поэтому такие честные и самоотверженные люди, как Хайрам Бингем IV, заслуживают нашей особой благодарности. Они — свечи, горящие в кромешной тьме.

Шаббат и Ханука

На исходе нынешней субботы мы зажжем седьмую ханукальную свечу. Восьмидневная Ханука включает в себя, по крайней мере, один шаббат, иногда два. Шаббат и Ханука несут в себе одну общую идею. Соблюдая шаббат, мы как будто утверждаем, что у мира есть Творец, который создал из ничего нас самих и все, что нас окружает.

Эта концепция опровергает философское учение древних греков, утверждавших, что мир существовал всегда. Ведь если мир всегда был, есть и будет, это значит, что нет ничего абсолютного, и что все в мире относительно. Добро и зло не имеют никакого смысла в «вечном» мире, где нет Б-га.

Если убрать Б-га из нашего мира, то в обществе восторжествует релятивизм: все становится «лучше» или «хуже», причем оценки диктуются прагматизмом или чувствами.

Символ Хануки — кувшинчик с чистым маслом, спрятанный в Святая Святых Храма. Ханука — это праздник света, незамутненного света, излучаемого нашей святой Торой.

Ханука как будто заявляет, что абсолютная правда не только существует, но и занимает центральное место в нашем несовершенном мире. Она исключительна по своей сути, но она же и доступна.

Исключительна, потому что находится только в Торе, а не в Коране, и не в Новом Завете, и не в памятнике древнеиндийской философской мысли «Бхагавадгита», и не в «Капитале» Маркса. А только в Торе.

К сожалению, многие евреи, ищущие правду, обращаются к Торе лишь в последнюю очередь. И это не случайно. В нашу эпоху святость не лежит на поверхности — она скрыта. А все, что бросается в глаза, противоречит ценностям Торы.

Но перед тем, кто честно и упорно ищет правду, абсолютную правду, она, в конечном счете, откроет свои жемчужины и самоцветы. Эта абсолютная правда была хорошо видна, когда она ярко воссияла на заре Творения, но затем была скрыта и сохранена для праведников в Мире грядущем. Сегодня эта правда светит нам в огнях Хануки и в глубинных идеях Торы.

20a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора