Самая первая заповедь, полученная ещё до дарования Торы, до выхода евреев из Египта, — заповедь о новом месяце: «Этот месяц для вас — глава месяцев, первый он у вас из месяцев года» (Шмот, 12:2). Новый месяц начинается с появлением новой Луны. И получение мицвы кидуш аХодеш (обычно переводится как заповедь благословения месяца, но можно перевести и как «появление новизны») означает начало качественно нового периода времени.
Часто встречаемое выражение «Израиль подобен Луне» (Сукка, 29-А) вызывает массу вопросов: а в чём, собственно говоря, состоит подобие? Одна из граней этого подобия — направление и источник света. У Луны нет собственного света, и весь свой свет она «получает» от источника света. Есть много вариантов описания взаимоотношений пары дающих и принимающих — активность и пассивность, внешнее и внутреннее, мужское и женское.
Так как месяц — понятие, связанное с Луной, то месяц — это проявление «женского» качества, а год (так как счёт дней года связан с Солнцем) — это «мужское» качество. Естественно речь не идёт о механическом сопоставлении. Мужчины не обязательно эксклюзивно связаны с внешним и активностью, а женщины — с внутренним и пассивностью. Любая личность является набором этих качеств, и только разные пропорции и соотношения делают мужчин и женщин такими разными. Несмотря на то, что месяц в целом — это женская категория, определенные месяцы, согласно Аризалю, бывают женскими и мужскими (Эц Хаим, 5:6).
«Женская» половина года начинается с месяца нисан и заканчивается в элуле (с начала весны до конца лета), а «мужская» половина года начинается с тишрея и заканчивается в адаре (с начала осени до конца зимы). Бней Иссахар обращает наше внимание на то, как праздники сгруппированы в две группы: Песах и Шавуот в «женских» месяцах и Рош Хашана, Йом Кипур и Суккот в зимних месяцах.
В нисан Всевышний «вытягивает» нас из Египта — это минимум наших действий, все в каком-то смысле происходит помимо нашей воли. Нас ведут — и мы идём. Происходящее в этот момент пробуждение в природе «подталкивает» нас к внутренним изменениям. Совсем по другому сценарию развиваются события осенью — в тишрей. В течение осенних праздников нужно хорошо потрудиться, чтобы света хватило на длинную зиму. Так же, как в течение зимы мы едим то, что было собрано до наступления холодов, так и тот свет, который мы получаем во время осенних праздников, должен быть активно использован нами для «подсветки» долгих зимних ночей.
Теперь становится понятна та причина, по которой мицва о выделении нового месяца была дана ещё в Египте. В Торе часто используется метод матрёшки — первый уровень содержит в себе все последующие: первое предложение Торы содержит в себе всю Тору, первое слово, первая буква и так далее. Так же и в случае с первой заповедью — с самого начала определяется роль, которую будет играть еврейский народ — «работать» Луной.
Выход из Египта — это только начало пути к Синаю. Ещё до выхода из Египта мы получаем указание о том, что Израиль должен «светить» светом, полученным на Синае. Невыполнение этой задачи ведёт к тому, что в мире становится темнее. Но если возможно отражать полученный свет, то даже в самую тёмную ночь может быть светло, как днём.