— В тридцать седьмом году мне исполнилось тринадцать, — начал Дмитрий Петрович (Пинхусович) Маргулис свое выступление на батмицве внучки Полиночки. — В СССР свирепствовал сталинский террор. Мы в Киеве с ужасом наблюдали, как «черные вороны» забирали соседей. В то страшное время ежовщины мой дедушка Менахем-Нухем позвал меня к себе и сказал:
— Мотл, мой дорогой внучок, в день твоей бармицвы я хочу подарить тебе тфиллин!
— Дорогой зейдэ (дедушка на идиш), что с нами будет, если об этом узнают в школе? — спросил я.
— Я знаю, что эта власть, чтоб она сгинула, преследует людей за веру, но разве можно себе представить, чтобы в нашем роду мой внук не накладывал тфиллин? — сказал дед взволнованно.
— Закрывая окна и двери, я начал надевать тфиллин и пронес его через всю жизнь. Он и по сей день со мной! В этот момент Дмитрий Петрович показал всем собравшимся подарок дедушки — тот самый тфиллин, коробочки со словами Торы, которые евреи накладывают на левую руку и на голову во время молитвы. (Тфиллин — как две короны величия: одна — на сердце и другая — на голове, что напоминает нам о раскрепощении человеческого духа, когда чувства и разум едины в служении добру.)
Когда в 1992 году я приехал в Нью-Йорк и, подойдя к газетному киоску, впервые увидел газету «Еврейский Мир», то был потрясен: в СССР я привык читать газеты типа «Комсомольское знамя» и «Сталинское племя». Вскоре я был счастлив работать литературным редактором «Еврейского Мира».
— Мои родители, бабушки и дедушки жили под гнетом коммунистического режима, — обратилась Полиночка к собравшимся. — Они рассказали мне, что в СССР были закрыты еврейские школы и синагоги, дети не могли изучать Тору, соблюдать традиции своего народа. Советское правительство, подобно грекам во времена Хануки, хотело уничтожить евреев духовно. Однако план провалился, потому что, подобно истории Хануки, в сердцах евреев сохранился маленький кувшин чистого масла — символ света Торы. Несмотря на все преследования, советские евреи остались евреями.
Когда мы оказались в свободной Америке, этот свет стал ярче. Мы начали изучать Тору, отмечать еврейские праздники.
Дорогие мои родители, бабушки и дедушки, я хочу поблагодарить вас за то, что вы сохранили для меня свет еврейства. И сегодня в день моей батмицвы я понимаю, что пришла моя очередь хранить этот свет для того, чтобы в будущем передать его своим детям и внукам!..
— Это моя мама Сарра, — сказал мама именинницы Ирина, представляя мне свою маму.
— Вы и в Киеве были Саррой? — спросил я.
— Да, на работе меня не раз пытались заставить стать Софией, но я не отказывалась от своего имени…
… Почему евреи удостоились выйти из Египта? — спрашивали мудрецы Талмуда. — Потому что не меняли своих имен, языка и одежды.
Конечно же, важно не менять своих еврейских имен. Еврейское имя выражает духовную суть человека, его миссию в жизни, являясь и благословением для выполнения его предназначения в мире. Имя символизирует духовную суть человека — это мир мысли, язык выражает эту суть речью — это мир слова, а внешнее проявление того, что мы думаем — это одежда, мир действия. Евреи удостоились выйти из Египта потому, что, несмотря на все преследования, не меняли своих имен, языка и одежды, чудом сумели сохраниться, не изменив своей духовной сути.
Несмотря на все тяготы рабства, евреи не ожесточились, они творили добро, подобно Аврааму, хранили веру, подобно Ицхаку, стремились к истине Торы, подобно Яакову…
— Эта маца — знак чего? — спрашивает ведущий пасхального Седера. — Знак того, что тесто наших отцов не успело закваситься, когда Всевышний открылся и вывел их. Как сказано: «И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, потому что не успело оно закваситься» (Исход, 12:39).
В поспешности Исхода заключается великий и важный урок. Нам и сегодня следует безотлагательно «уходить» из внутреннего Египта наших душ, торопиться преодолевать в себе рабство — наши слабости и, конечно же, спешить творить добро. Однако нам все же позволительно задать вопрос: «Зачем была нужна такая поспешность в момент Исхода евреев из Египта?»
— Фараон пытался уничтожить евреев не только физически, но и духовно, и они уже опустились на 49-ю ступень нечистоты, — объясняют мудрецы. — Если бы евреи достигли пятидесятой ступени, то освобождение было бы невозможным! Это урок для всех тех, кто думает: «Согрешу и покаюсь!»
— Но ведь Всевышний всемогущ. Неужели Он не мог вывести евреев, которые опустились на пятидесятую ступень? — спрашивает Магараль из Праги. И отвечает: «Конечно мог, однако это был бы уже не Исход. Если бы евреи опустились на пятидесятую ступень нечистоты, то это означало бы их духовное уничтожение. В данном случае даже если бы Всевышний сотворил вновь души евреям и вывел их из Египта, то это был бы не Исход тех евреев, которые жили в Египте, а Исход вновь сотворенных».
Со времен Исхода в евреях всех поколений заложена удивительная сила, позволяющая им сохраниться, преодолевать трудности, переживать изгнания, оставаясь при этом самими собой.
В чем секрет поразительной еврейской жизнестойкости?
Первый раздел Талмуда «Зраим» (семена), посвященный сельскому хозяйству, начитается с трактата «Брахот» (благословения), чтобы научить нас: урожай зависит не только от погоды, но и от благословения, молитвы человека, который должен сеять с верой!
На первый взгляд кажется, что живое семя, брошенное в землю, должно непременно погибнуть, ведь приходит зима — тьма, холод и снег. Бросая семена в землю, человек верит, что семена сохранятся, и когда наступит весна, а солнце подарит свет и тепло, то семена прорастут и потянутся к свету. Подобно семенам, евреи сохранились, несмотря на тьму, и вышли из Египта.
Переживая сложные периоды своей жизни, человек должен помнить, что, подобно посеву, они являются необходимыми этапами жизни, ведущими его к успеху, и что, преодолевая тьму, он обретет свет.