Первый раздел «Берешит», с которого начинается новый годичный цикл чтения Торы, самый объемный по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира от его сотворения до всемирного потопа и рассказ о первых десяти поколениях людей — от Адама до Ноаха.
Вначале Б-г сотворил «из пустоты» вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием «Шаббат», посещающую этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава. Б-г поместил их в «райский» сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с «древа познания добра и зла» и дала его попробовать Адаму. Впитав в себя «грех» вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец». Всевышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника допотопной эпохи — Ноаха и его семью.
***
«В начале сотворения Б-гом небесного и земного…» (1:1) Вы садитесь в автомобиль и вместе с друзьями едете к своему новому дому, о котором мечтали много лет. Два года в проекте и три года строительства. А уж сколько вложено денег и нервов, об этом лучше промолчать.
И вот вы у цели. Красивое белое строение с изящным крыльцом выглядит как театральная декорация. Окна сверкают чистотой, отражая лучи полуденного солнца. Вы ведете гостей к западному крылу и гордо распахиваете входную дверь, которая с мягким щелчком упирается в фиксатор.
И вдруг происходит что-то странное. Вначале легкая дрожь пробегает по стенам. Откуда-то из недр доносится гул. Он быстро усиливается, превращаясь в рев, и вот прямо на ваших глазах все западное крыло отваливается от дома и рассыпается, как во время замедленной киносъемки. Вы и ваши гости замерли на месте от ужаса увиденного, не в силах осознать то, что сейчас произошло. Вместо великолепного строения прямо у ваших ног лежит груда камней и щебня…
Тора — это «синька», оригинальный чертеж Вселенной. Подобно архитектору, разрабатывающему проект нового дома, подобно прорабу, тщательно изучающему полученный от архитектора строительный чертеж, прежде чем дать команду бульдозеристу вонзить в грунт зубастые челюсти могучего ковша, Б-г создавал наш мир, пользуясь Своим чертежом — Торой. Он «работал» очень тщательно, не допустив ни единой ошибки.
Поэтому свиток Торы, в котором не хватает даже одной буквы, считается «пасуль», некашерным. Им нельзя пользоваться. Готовый дом может рухнуть на ваших глазах, если в чертеже забыли провести хотя бы одну черту или ее провели неправильно. Точно так же целые галактики Вселенной могут исчезнуть, рассеяться в пыль, если в свитке Торы сотрется одна-единственная буква.
Что такое хорошо
«И увидел Б-г все, что он сделал; и вот — все очень хорошо; и был вечер, и было утро — день шестой» (1:31). После каждого этапа творения Тора сообщает: «И увидел Б-г, что это — хорошо». И только после создания человека эта итоговая фраза отсутствует. Почему?
Все, что Б-г «увидел» тогда, приобрело законченность, неизменность на все времена. И только человек не соответствовал этому критерию. Человек не «фиксирован»; он переменчив, поскольку обладает свободной волей и способностью выбирать между добром и злом. Вот почему, завершая рассказ о сотворении Адама, Тора не добавляет «И увидел Б-г, что это — хорошо». Ведь человек может поступать как хорошо, так и плохо.
Однако, уже после того как Всевышний создал человека и оглядел все, что сотворил за шесть дней Творения, Он решил, что Его грандиозный «проект» удался на славу, и «вот — все очень хорошо».
Получается, что человек отдельно — это «не хорошо», а вместе с тем, что было создано до него, — «очень хорошо».
Никакого противоречия тут нет. Именно человек способен выбирать то, что хочет от него Б-г, выполнять Его волю. Ни один цветок, ни одно животное и ни одна планета не способны на это. Они были «запрограммированы» еще в момент своего возникновения и не могут «сознательно» выбирать «послушание» или «непослушание».
Человек выделяется именно тем, что, реализуя Б-жественную волю, он становится Его партнером и возвышает весь комплекс Творения, поднимает его с уровня «хорошо» на уровень «очень хорошо».
От сих до сих
«И взял Г-сподь Б-г человека, и поместил в саду Эдена — возделывать и охранять» (2:15). Что возделывать и что охранять? На первый взгляд, все ясно: Адама поместили в Эден, чтобы возделывать и охранять райский сад. Но почему тогда эти два глагола употреблены с окончанием женского рода: «леавда у-лешамра»? Ведь «ган», сад, мужского рода. Значит, речь идет не о нем.
Адаму поручалось возделывать и охранять свою душу (в иврите «нешама», душа, как и в русском языке, женского рода). Но как это возможно? — Путем выполнения одной простой заповеди: не есть плодов от Древа познания добра и зла. Казалось бы, что может быть легче? Сиди себе в райском саду и не делай того, чего тебе не велят. Но Адам умудрился не выполнить эту единственную «детскую» мицву, хотя ребенком никогда не был. Почему Адаму вздумалось отведать плод от этого запретного древа? Что на него нашло? Инициативная жена подвела?
Нет, тут все сложнее и глубже. До того как Адам попробовал на вкус этот плод, зло существовало только в зачаточном состоянии, вне Адама. Нарушив запрет, первый человек впитал в себя зло и тем самым реализовал, раскрыл его. Но зачем Адаму потребовалось «заразить» себя злом? К чему добровольно принимать отраву?
Адам не родился, как все люди, от родителей из плоти и крови. Он был создан Самим Творцом сверхъестественным путем в облике взрослого мужчины и хотел служить Ему всеми силами, всеми своими возможностями. Адам подумал, что если служение Б-гу заключается в том, чтобы воздержаться от съедения плода, содержащего зачаточное зло, то надо выманить «противника» на свою территорию и затем разгромить его — во славу Творца! Лучшей формы служения не придумаешь.
Как видим, у Адама были самые чистые и достойные помыслы. Но он совершил фатальную ошибку. Своим невольным грехопадением Адам и его жена Хава привели смерть в этот мир, в буквальном смысле. Адам хотел «подправить» замысел Б-га, что всегда чревато тяжелыми последствиями. Когда Всевышний дает нам какое-то указание через Тору или мудрецов, Он хочет, чтобы мы делали именно то, что Он сказал, от сих до сих, не больше и не меньше.
На ошибку Адама можно взглянуть и под другим углом зрения. Плод, который ему было запрещено есть, рос не на «древе познания», как пишут иногда в литературе, а на «Древе познания Добра и Зла». Речь идет о двух абсолютных категориях. «Знание», «даат», в Торе всегда обозначает связь, соединение, слияние. «И познал Адам Хаву, жену свою…». Близость мужа и жены — это тоже «знание».
Отведав запретный плод с этого древа, Адам соединил и смешал Добро и Зло. В результате мир неузнаваемо изменился: Добро и Зло так тесно в нем переплелись, что их стало трудно отличать друг от друга. В данном случае, как мы видим, подтвердилось известное парадоксальное правило: инициатива наказуема. Особенно, в отношениях с Б-гом.