Единство противоположностей

Обращаясь к еврейским рабам через Моше, Б-г обещает вывести их из Египта. Но те не желают слушать пророка «из-за нетерпения и тяжкой работы». Моше получает указание отправиться во дворец Фараона и потребовать, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для принесения жертв Б-гу. Моше и Аарон демонстрируют Фараону уникальное знамение, подтверждающее их Б-жественную миссию. Они превращают посох в змею, но придворные чародеи копируют «фокус», и египетский правитель не подчиняется требованию. Тогда Б-г приступает к казням. Первые две казни — повсеместное превращение воды в кровь и распространение жаб — чародеи повторяют, хотя и в меньших масштабах. Но после третьей казни — распространения вшей — они вынуждены признать, что «это перст Б-жий». От всех казней (в сегодняшнем разделе описаны семь из десяти) страдают только египтяне, но не евреи, живущие в провинции Гошен. Затем следуют новые кары: нашествие диких зверей, падеж скота, кожные нарывы и град с огнем. Они губят египетскую империю, однако, несмотря на предупреждения Моше и его многократные предложения остановить череду казней в обмен на освобождение евреев, Фараон продолжает упорствовать.

«И создам Я рубеж между народом Моим и твоим народом» (Шмот, 8:19).

Десять казней — это кульминация всей эпопеи Исхода. Они занимают центральное место не только в разделе «Ваера» и следующем «Бо», но во всей книге «Шмот». Нет сомнений, Б-г мог сразу оказать такое невыносимое давление на Фараона и его страну, что они тут же отпустили бы евреев. Но у Тв-рца был иной план: процесс освобождения развивался поэтапно, предоставляя египтянам возможность опомниться, признать, что за чередой несчастий, сменяющих друг друга с кинематографической неотвратимостью, стоит Главный Режиссер, Тв-рец всех событий. Евреи должны были убедиться в правоте Моше и, несмотря на тяготы и очевидную безысходность рабства, поверить в скорое спасение. Другие народы, в свою очередь, получали наглядный урок на многие века вперед, что евреи остаются непобедимыми, если их поддерживает Тв-рец Вселенной, которого невозможно ни одолеть в открытом противостоянии, ни перехитрить, ни подкупить.

Казни египетские продолжались ровно год. Столько же времени было отведено на уничтожение Всемирным потопом порочного поколения Ноаха, и таков же период очищения душ грешников в Геиноме — аду.

Пятнадцатого нисана, ровно за год до Исхода, Моше впервые предстал перед Б-гом у горящего, но не сгорающего куста (Шмот 2:2) и затем по Его указанию вернулся в Египет, чтобы Именем Тв-рца потребовать от Фараона: «Шлах эт ами ве-яавдуни» — «Отпусти народ Мой, чтобы служил он Мне».

Фараон не послушался, и тогда начались казни. Каждая казнь продолжалась семь дней, и каждой из них предшествовал 24-дневный период предостережений и угроз. В Рош Хашана евреи прекратили работать на египтян, а 15 нисана, в ночь, которую мы ежегодно отмечаем Пасхальным седером, они вышли на «вечную свободу».

Тяжесть казней нарастала постепенно. Первые две казни были воспроизведены египетскими чародеями, но уже третья казнь, вши, вышла за рамки их колдовских возможностей.

Прежде чем навести на египтян четвертую казнь — диких зверей, Б-г сообщил: «И создам Я рубеж между народом Моим и твоим народом» (8:19).

У этой казни странное название: «аров» — в дословном переводе «смешение». Почему все другие казни названы точно по их сути — «кровь», «жабы» и т. д., а четвертая казнь — так странно: «смешение», вместо более точного определения — «хищные звери»?

Дело в том, что Вс-вышний способен не только формировать цельные, непротиворечивые явления, но и соединять противоположности, создавая немыслимые физические комбинации.

Казнь кровью состояла не только в превращении всей египетской воды в кровь, но и в чудесном избавлении евреев от этой напасти. Даже если допустить, что еврей и египтянин пили воду через соломинку из одного стакана, та часть воды, которую пил еврей, оставалась бы водой, а у египтянина вода сгущалась бы в кровяную массу. Столь невероятное сочетание сред произошло бы в одном и том же стакане!

Точно так же во время казни тьмой, которая описана в следующем разделе «Бо», все египтяне были окутаны физически ощутимой субстанцией мрака, которая мешала им не только видеть, но и двигаться, душила их. А у евреев был свет в их жилищах. В казни градом (седьмой по счету) тоже произошло смешение сред: «И был град и огонь, занимающийся внутри града» (9:24). В каждой ледяной градине полыхал крошечный костер.

Другими словами, во время десяти казней Вс-вышний продемонстрировал не только Свою способность произвольно менять законы природы, но и, оставляя их неизменными, сводить воедино противоположные по своей сути явления. Чудо под названием «аров» состояло в том, что дикие животные атаковали только египтян и их скот, а не друг друга. Они пришли «смешанными» стаями, не поддаваясь природному инстинкту взаимного антагонизма.»И создам Я рубеж между народом Моим и твоим народом». Четвертая казнь стала поворотным пунктом в жизни еврейского народа. Хотя за двести десять лет пребывания в Египте их глубоко и, казалось, навечно затянула духовная трясина насквозь порочного египетского общества, Б-г совершил чудо — отделил их от египтян, как кровь от воды, как свет от тьмы, как лед от пламени. И в тот же самый момент он навел казнь под названием «смешение», демонстрируя свою неповторимую способность разделяя неразделимое, соединять то, что не может находиться в естественном единстве — волка и льва, змею и скорпиона. Б-г — повелитель рубежей. Б-г — повелитель смешений.

Кстати, вы знаете, почему «вечер» — на иврите «эрев» (это слово состоит из тех же букв, что и «аров»)? Потому что «эрев» — это «смесь»: в вечерних сумерках неразличимо перемешаны день и ночь, свет и тьма.

Маховик рабства

«И выведу Я вас из-под ига египтян» (6:6).

В тесной камере-одиночке, похожей на каменный мешок, стояла гнетущая тишина. Узник отбывал в ней пожизненный срок заключения. Он наверняка сошел бы с ума уже в первый год от беспросветного одиночества и полного отсутствия контактов с внешним миром, если бы не рукоятка в стене.

Он крутил ее ежедневно по шестнадцать часов. Надзиратель сказал, что рукоятка соединена с зернодробилкой. Из полученной муки пекут хлеб для заключенных.

Через десять лет в стране произошла революция. Кровавого диктатора свергли, и тюрьмы распахнули ворота. Впервые выйдя из камеры, узник первым делом решил взглянуть на зернодробилку, которая давала ему смысл жизни и помогла сохранить надежду и душевное здоровье. За стеной он увидел железный вал с тяжелым маховиком… и больше ничего. Маховик лишь обеспечивал сопротивление, симулируя работу большого механизма. Узник закрыл лицо в отчаянии. Десять лет жизни ушли впустую, их попросту украли…

В Торе одно и то же слово иногда пишется по-разному. Например, в начале сегодняшнего раздела мы читаем: «Поэтому скажи сынам Израиля: «Я — Б-г, и выведу Я вас из-под ига египтян… и узнаете вы, что Я —

Г-сподь, ваш Б-г, выводящий вас из-под ига Египта» (6:6-7). В первом случае «сивлот», иго (точнее, «тяготы») имеет «ущербное» написание, без буквы «вав», во втором — форма множественного числа сохранена полностью, с буквой «вав». В чем смысл этой разницы?

В рабстве есть два аспекта. Первый — это ограничение физической свободы; второй аспект состоит в закабалении разума, духа. Человек, попавший в рабство, осознает только свои физические лишения. Он так занят повседневной борьбой за выживание, что не видит своего духовного рабства и не страдает от него.

Б-г сказал евреям, что лишь после того как «Я выведу вас из-под ига египтян», освобожу от физического плена, «вы (наконец) узнаете, что Я — Г-сподь, ваш Б-г, выводящий вас из-под ига Египта». Только сбросив физические кандалы, вы осознаете всю беспросветность своего интеллектуального и духовного порабощения — рабства полного, с буквой «вав», и ужаснетесь ему, как тот узник, который десять лет крутил ручку несуществующей зернодробилки.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора