Он самостоятельно выучил не только иврит, но и идиш — для того, чтобы на мамэ-лошн, то есть на равных, общаться с десятками тысяч своих избирателей — иммигрантов из стран Восточной Европы. В декабре был день рождения бывшего мэра Нью-Йорка.
Помните, у Владимира Маяковского: «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»? Так вот, в Нью-Йорке тоже был такой «товарищ» — человек и аэропорт. Имя его — Фиорелло Энрико Ла-Гвардиа, который был мэром Города Большого Яблока в нелегкие времена Великой депрессии.
Он родился в Бронксе, Нью-Йорк, 11 декабря 1882 года, в семье католика-итальянца и венгерской еврейки из Триеста. Когда отец в 1898 году закончил службу в рядах американской армии, семья решила уехать в Италию, в родной город матери будущего мэра Нью-Йорка. Но юноша решил сменить отца в рядах американской армии и после соответствующей подготовки был направлен в службу охраны американского посольства — сначала в Будапеште, потом в Триесте (1901 — 1906 годы). После этого Фиорелло вернулся в США, поступил в Нью-Йоркский университет и уже во время учебы стал работать в нью-йоркском Обществе по предупреждению жестокости в отношении детей и в качестве переводчика — в иммиграционной службе Эллис-Айленда, через ворота которого новые граждане страны входили в американскую жизнь.
В 1914 году Ла-Гвардиа — заместитель Генпрокурора Нью-Йорка, а через два года был избран в Палату представителей американского конгресса, где вскоре стал признанным реформатором. Два года — с 1917 по 1919 — Ла-Гвардиа командовал Военно-воздушными силами США на итало-австрийском фронте в годы Первой мировой войны, дослужившись до звания майора.
В 1921 году умерла от туберкулеза его жена, и Фиорелло, страстно ее любивший и в течение последних 17 месяцев ее жизни буквально носивший жену на руках во время ее болезни, почти год после случившегося пил, как говорится, «не просыхая». Но у него хватило разума остановиться, выйти из запоя и стать абсолютным трезвенником.
В 1922 году он вновь выиграл предвыборную гонку и опять завоевал место в конгрессе США. Став мэром Нью-Йорка в годы Великой депрессии, Ла-Гвардиа повел жесткую борьбу с коррупцией, объединив в этой борьбе усилия нью-йоркских евреев и так называемых «белых воротничков» — чиновников различных уровней. Ла-Гвардиа был ортодоксальным республиканцем, поддерживал президента Франклина Д. Рузвельта и был типичным нью-йоркским итальянцем, выросшим в Аризоне и взявшим многое от отца-итальянца и матери-еврейки.
Более того, историки и биографы мэра Города Большого Яблока утверждают, что Ла-Гвардиа владел семью языками, в том числе венгерским, итальянским, ивритом и идиш.
Именно Ла-Гвардиа предложил идею строительства аэропорта в черте города (ныне — аэропорт его имени), именно он еще в 1934 году, выступая перед активистами женского отдела Американского еврейского комитета, резко критикуя Гитлера и нацизм, сказал: «Часть программы фюрера — полное уничтожение евреев Германии».
Ла-Гвардиа любил музыку, обожал… дирижировать и, посещая репетиции профессиональных или студенческих оркестров, при любой возможности брал в руки дирижерскую палочку. Однажды он сказал, что самым большим своим достижением на посту мэра города считает создание в Нью-Йорке в 1936 году Высшей школы музыки и искусства, ныне тоже носящей его имя.
Умер Фиорелло Ла-Гвардиа от рака поджелудочной железы 20 сентября 1947 года. Ему было всего 64 года.