Я б в садовники пошел

Большую часть раздела «Аазину» занимает песнь, в ярких метафорических образах которой отражено гармоничное единство Творения. Прошлое, настоящее и будущее сплетаются в единый поток истории. Перед взором Моше открывается вся реальность, в которой нет противоречий, где события разных эпох дополняют и раскрывают друг друга. Вначале Моше призывает Небо и Землю в вечные свидетели тех несчастий, которые постигнут евреев, если они изменят Б-гу и Торе. В песне последовательно раскрываются главные исторические темы: 1) Б-г создал мир для того, чтобы все населяющие его народы стремились к выполнению Его воли, причем посредническая миссия была возложена на евреев; 2) Б-г дал сынам Израиля Святую землю, чтобы они служили Ему с радостью, пользуясь материальным изобилием, но они, неблагодарные, изменили Ему; 3) Еврейский народ заслужил полного истребления, но Б-г проявил милосердие и ограничил наказание их изгнанием из Эрец-Исраэль; 4) В конце дней евреи будут спасены. Моше ярко описывает предстоящую эпоху спасения еврейского народа, восстановления его престижа и наказания его врагов. В конце раздела Б-г дает последнее указание Моше: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.

***

«Польется, как дождь, учение мое, будет струиться, как роса, речь моя…» (32:2). Порывистый ветер сгибает деревья. Дождевые потоки бурлят на глиняных склонах. Кажется, что буря вот-вот разорвет землю на части. Но без этого ливня зачахнут растения и почки не распустятся. 

Каждый садовник подтвердит, что одной росы мало. Жаркое солнце высушит ее за считанные минуты и спалит нежные ростки. Только в сочетании с проливными дождями роса оживляет землю. 

То же самое происходит и в изучении Торы. Когда еврей корпит в поте лица над Гемарой, осваивая ее методологию и распутывая причудливо струящиеся нити талмудической логики, кажется порой, что его усилия напрасны, что он тщетно пытается укротить бурный поток. Но спустя некоторое время из-под бурлящей воды пробиваются прекрасные цветы. 

Его упорный труд будет вознагражден и сверкающей росой: постижением изотерических разделов Торы, «агадот», красивых притч с глубоким философским смыслом. «Агадот» расцветут под руками трудолюбивого «садовника». 

Но если он будет заниматься только «росой» — ограничивать учебу «легким» чтением притч и аллегорий, Тора, которую он успел постигнуть, высохнет и завянет под палящим солнцем секулярного цинизма. Ей будет не хватать сильных, проникающих дождей, питающих ее корни.

Минус две сотни

«Как бы мог один преследовать тысячу, а двое обратить в бегство десять тысяч…?» (32:30). В трактате Вавилонского Талмуда «Моэд катан» рассказывается, что однажды царь Давид убил на войне одной стрелой сразу восемьсот вражеских солдат. Однако успех не обрадовал его. Царь пожаловался, что убитых должно было быть на двести больше, поскольку в Торе сказано: «Как бы мог один преследовать тысячу?»

И тут раздался Глас небесный: «Это из-за истории с Урией». (Давид отправил своего военачальника Урию на верную смерть, чтобы завладеть его женой-красавицей Бат-Шевой, будущей матерью мудрейшего царя Шломо.) РАШИ объясняет, что именно за этот грех Давид сразил на двести врагов меньше, имея в виду, что прежде царь валил одним выстрелом сразу тысячу человек.

«Но откуда РАШИ знает о военных подвигах Давида? — спрашивает Гаон из Вильно. — Может быть, он вообще никогда не убивал тысячу врагов». 

Комментарий РАШИ подтверждается при сравнении двух песен, в которых Давид прославлял Б-га. Одна из них вошла в Книгу Теилим (псалом 18), а другая содержится во Второй книге Шмуэля (гл. 22). В этих почти идентичных песнях есть лишь несколько мелких текстовых различий. По-видимому, Давид сознательно ввел их, чтобы сообщить важную информацию.

И действительно, во Второй Книге Шмуэля (22:44) мы читаем: «Тишмерени ле-рош гоим» — «Ты сохранил меня, чтобы быть мне главою народов». А в таком же по номеру и почти одинаковом по тексту стихе псалма 18 сказано: «Тесимени ле-рош гоим» — «Ты поставил меня во главе народов».

Очевидно, продолжает Гаон, что Давид произнес первый стих до истории с Урией, а стих из Книги Теилим — после нее. Поэтому «тишмерени», чья гематрия (числовая сумма букв) составляет тысячу, указывает на количество врагов, которых Давид повалил одним выстрелом до своего греха (в соответствии с пророчеством из сегодняшнего раздела). А «тесимени» с гематрией — восемьсот (первую букву «йуд» не считают, поскольку она не является корневой) относится к числу солдат, убитых царем после гибели Урии.

Побойтесь Б-га

«Смотрите же ныне, что Я — Я это, и нет Г-спода, кроме Меня; Я умерщвляю, и Я оживляю; Я поражаю, и Я исцеляю; и нет спасения от руки Моей» (32:39). Скажите, вы боитесь Б-га? Нет, конечно. Страх перед Б-гом давно вышел из моды. Вера в Б-га возвращается, а страх — нет. Да и кого бояться-то?! Ведь Он — добрый, милосердный, как на рисунках датского художника Херлуфа Бидструпа: забавный длиннобородый старичок, сидящий на облаке. 

Все эти угрозы суровых наказаний придуманы для непослушных маленьких детей. Допустим, я немного посплетничал о соседе — сказал «лашон а-ра», или «вынес» с работы пачку бумаги. Ну и что? Ведь все так делают. 

И все же, что это такое — бояться Б-га? Ведь никто не хочет прослыть трусом. Бояться Б-га — значит приучить себя к мысли, что Он постоянно следит за тобой, что Ему известны все твои слова и поступки, что Он видит каждое твое движение, каждый жест, знает все твои даже самые скрытые желания и намерения, читает твои мысли, что Он ни на миг не сводит с тебя Своего требовательного и придирчивого взгляда. 

Страх перед Б-гом — главное ощущение, которое мы должны испытывать в грозные дни от Рош-Ашана до Йом-Кипура. Сейчас у нас как раз закончился этот период. Как раз в те дни решалась наша судьба, сама жизнь на весь предстоящий год — до следующего Рош-Ашана. 

Но кто из нас всерьез задумывается над тем, что будет с ним в ближайший год? Кто боится испортить себе судьбу неосторожным словом, плохим поступком?

Один житель Иерусалима по-своему решал проблему парковки своего автомобиля в центре города. Подъехав к нужному месту, он останавливался у тротуара, бровка которого была отмечена красными запрещающими полосами, доставал из багажника пульверизатор с матово черной краской и закрашивал полосы по всей длине машины.

Разве не так мы строим свои отношения с Б-гом? Разве не пытаемся мы порой изменить правила по своему усмотрению, придумывая собственную, выгодную нам шкалу добра и зла? Грозные дни дают возможность выйти из порочного круга самообмана, смыть черную краску с тротуаров нашего жизненного пути. Иначе придется платить штраф, и немалый.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 4,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора