Материалы сайта www.evrey.com
Несколько дней назад Центральное статистическое бюро Израиля опубликовало макроэкономические данные за второй квартал 2021 года, зафиксировав значительное превышение (почти в полтора раза!) прогнозируемых темпов роста израильской экономики.
В годовом исчислении внутренний валовой продукт страны вырос, по сравнению с первым кварталом, на 15,4% — вместо ожидавшегося роста на 10,8%. При этом двухзначный рост зафиксирован почти во всех экономических показателях.
Рекордным этот период оказался и для банков, получивших в этот период большую прибыль и возобновивших выплату дивидендов акционерам.
Четыре крупнейших израильских банка — «Апоалим», «Леуми», «Мизрахи» и «Дисконт» — сообщили о квартальной прибыли в 4,9 миллиарда шекелей, что в 3,6 раз больше, чем во втором квартале прошлого года.
Прибыль четырех этих банков за все первое полугодие 2021 г. составила примерно 9 миллиардов шекелей.
Специалисты отмечают, что важнейшим фактором прибыльности стало то, что опасения массовых банкротств из-за пандемии, вынудившие банки делать отчисления на случай крупных убытков, не подтвердились. И отчисления «на черный день» перешли в графу прибыли.
Еще одна составляющая успеха — бум на рынке недвижимости, который обусловил взлет спроса на ипотеку.
В свою очередь, стремление граждан к покупке недвижимости — прямое следствие успешного развития экономики в предыдущие годы, и накопления у населения средств, необходимых для уплаты т.н. «первого взноса», без которого ипотеки не выдаются.
В итоге, ипотечные портфели четырех банков за второй квартал увеличились в совокупности на 6,4%. Параллельно на 10% увеличились портфели банковских кредитов строительным компаниям.
Приведенные данные, при всей их оптимистичности, вряд ли могут служить инструментом анализа нынешней экономической ситуации в стране. Речь, скорее, идет об инерции экономического развития, заданной предыдущим правительством (см. на сайте материал «Запас прочности»).
При этом одним из важнейших факторов оживления экономики стала беспрецедентная победа Израиля над третьей волной пандемии — в полном соответствии с расчетами правительства Нетаниягу. Что дало возможность «запустить» экономику, максимально сократив карантинные ограничения экономической деятельности. Напомним, что к моменту вступления в должность нового премьера Беннета, в стране насчитывалось лишь несколько больных «коронавирусом», и большинство коронавирусных отделений больниц были закрыты.
Следует отметить, что именно в каденцию предыдущего правительства Нетаниягу удалось убедительно опровергнуть тезисы тех, кто утверждал что ради «успешной экономики» стоит пожертвовать жизнями тех, кто заболеет и умрет в результате отказа от жестких мер по предотвращению эпидемии.
Огромную роль в спасении экономики Израиля в дни пандемии сыграла способность предыдущего правительства своевременно добыть для страны достаточное количество доз лучшей в мире вакцины, организовать стремительную поголовную вакцинацию населения и заранее предпринять шаги на случай необходимости дополнительной вакцинации в будущем. Исходя из предположений специалистов о возможном появлении новых, опасных штаммов, что в итоге и произошло.
Все эти меры привели к тому, что экономика страны вовремя получила долгожданную передышку, позволившую резко улучшить экономические показатели за второй квартал нынешнего года.
Этому процессу (очевидно, попросту еще технически) не успело помешать новое правительство. Слишком мало у него было времени для того, чтобы получить возможность основательно разрушить достижения предыдущего кабинета.
Впрочем, мелко нагадить (скажем прямо) кое-где уже удалось.
Достаточно вспомнить о безответственной, неумной и крайне вредной для экономических и прочих связей Израиля со странами Восточной Европы политику главы израильского МИДа (и формального сменного главы правительства) Яира Лапида в отношении Польши. И — его высокомерно-неприязненное отношение к лидеру Венгрии, «новому правому» В. Орбану. И т.д.
И все же, повторим, нам пока совершенно нечего сказать о влиянии нового правительства на экономику страны. Так как, например, основная цель нового кабинета на ближайшее время — принятие госбюджета — все еще находится на самой ранней стадии ее достижения, преодолеа лишь голосование в первом чтении в Кнессете.
Первоначальный проект бюджета, который подготавливается министерством финансов (возглавляемым сегодня A.Либерманом), поступает, как известно, на обсуждение в финансовую комиссию Кнессета (которая тоже контролируется Либерманом). Затем проект бюджета рассматривается на пленарных заседаниях Кнессета.
В ходе этого процесса в проект вносится множество (иногда тысячи!) более или менее существенных поправок и исправлений, что позволяет, сохраняя основные положения документа, диктуемые правительством — прийти к определенному консенсусу, в выработке которого, как правило (при нормативном течении парламентской жизни), принимает участие и парламентская оппозиция.
В нынешней ситуации обсуждение проекта бюджета в значимой мере ограничено рамками коалиции. Ибо оппозиция, протестуя против фактически украденных у избирателя выборов (см. на сайте статью «Израильская политика: что нужно знать избирателю» — раздел «Объектив»), в максимальной степени бойкотирует совместную с коалицией парламентскую деятельность (что, само по себе — беспрецедентное явление в израильской парламентской практике).
Но и в этом случае, практически невозможно обсуждать бюджет и его возможное влияние на экономику Израиля до того, как станет ясен его окончательный вариант. Слишком уж разные силы входят в новую коалицию и слишком радикально отличаются друг от друга их «экономические» обещания избирателю.
Понятно лишь одно (и это можно сказать уже сейчас): нынешний проект бюджета — достаточно проблематичен. Начиная с весьма сомнительной «сельскохозяйственной реформы» и заканчивая идеями новых, порой довольно экзотичных налогов и сборов.
Не говоря уже об астрономических, ни с чем не сообразных, суммах, которые планируется выделить «на поддержку арабского сектора», а также на финансовую помощь Палестинской автономии, которая ведет активную антиизраильскую деятельность со всех международных трибун (и трибуналов).
Пока что представляется, что политические карлики, не имеющие никакого представления об экономике и законах ее развития, неумело пытаются манипулировать теми или иными статьями бюджета, не задумываясь о том, чем закончатся их манипуляции.
Вопрос, который мы сегодня себе задаем — как долго выдержит чрезвычайно здоровая основа израильской экономики власть экономических профанов и невежд?