— Здравствуйте уважаемый рав Элиягу Эссас! Хотел узнать: можно ли в этом году (а может, и нужно) провести Йом Киппур и Рош Хашана дома, не посещая синагогу из-за ситуации с коронавирусом? Если да, то как лучше это сделать? И что насчет остальных осенних праздников? Спасибо большое.
Йонатан. Нью-Йорк
— На Ваш очень важный в этом году вопрос — нет универсального ответа. Попытаюсь здесь высказать на этот счет некие соображения, которые, если руководствоваться здравым смыслом, помогут сделать эти великие дни, Рош Хашана и Йом Кипур, максимально наполненными духовностью, минимизируя при этом вероятность заражения. Прежде всего, подчеркну, что в опасной, с медицинской точки зрения, ситуации следует придерживаться рекомендаций Министерства здравоохранения и местных, локальных отделений здравоохранения. Кроме того, тем, кто входит в так называемую «группу риска» (люди, старше 70 лет и те, у кого есть серьезные хронические заболевания, особенно сердечно-сосудистые, легочные, диабет и т.д.), не следует участвовать в молитвенных службах в закрытых помещениях. Даже если там собирается разрешенное Минздравом количество молящихся. Если будут организованы молитвы в открытых пространствах (как это повсеместно принято сейчас в Израиле), необходимо приходить на них в маске и соблюдать дистанцию (лучше даже в 3 м). Так или иначе, похоже, что многим в осенние праздники в этом году придется молиться в одиночку илит с членами семьи, которые постоянно живут с тобой под одной крышей (что, в сущности, с еврейской точки зрения, все равно что молиться одному, если в семье меньше десяти взрослых мужчин). Это непростая задача. Объясню почему. Дело в том, что обычные молитвы, будничные и даже субботние, достаточно хорошо знакомы тем, кто хоть как-то соблюдает наши законы. В конце концов, такой человек либо ежедневно ходил в синагогу, либо каждую субботу. Поэтому, если он посещал синагогу более года, он вполне в состоянии справиться с молитвами сам. Однако, как каждому понятно, молитвы в дни Рош Хашана и Йом Кипура читают раз в год. Поэтому даже если человек соблюдает наши законы в течение 10-20 лет, у него, как правило, есть, пусть и верные, но лишь общие представления об этих молитвах. Иначе говоря, никаких навыков в этом у него нет.Значит, этим нужно заняться прямо сейчас. Что делать?
Ежедневно изучать Махзоры (сборники молитв) — и на Рош Хашана и на Йом Кипур (это разные сборники), посвящая этому час или два каждый день.
Читатели материалов нашего сайта знают, что я категорически против чтения молитв на любом языке, кроме иврита. Более того, считаю ошибочным, неправильным, если у человека во время молитвы в руках обычный сидур (сборник молитв), в котором параллельно с ивритом дается текст, скажем, на русском или английском языках. Такой молитвенник может быть полезен только начинающим. Да и то для домашнего изучения текстов молитв, но не для молитвенных служб. Суть дела в том, чтобы перед глазами молящегося не было других букв, кроме букв Небесного языка.Но в данном случае даже я могу разрешить молиться по Махзору, в котором есть параллельный текст на каком-либо другом языке. Но читать молитвы все равно надо исключительно и только на иврите. По вышеуказанным причинам: молитвы в Новый год и в Йом Кипур — особые, и научиться хорошо ориентироваться в них непросто. Если в доме нет хорошего Махзора, нужно срочно его приобрести.
Если выполнять все эти рекомендации — эти великие дни пройдут успешно и, без всякого сомнения, станут духовно возвышающими. И молитвы благосклонно примут на Небе.
Почему я так уверен, что все получится? Потому что и сам и со своими учениками прошел через все это еще в Москве, с 1975 по 1985 год, когда советская власть ставила всевозможные препятствия тому, чтобы молодые евреи посещали синагогу. Чтобы молиться, приходилось изыскивать всякие способы, в том числе молиться в одиночку или в маленькой группе. И поскольку отношение к еврейскому образу жизни, в том числе и молитвам, у нас было серьезным, и молились мы с чувством радости, то все у нас, хотя было непростым делом, получалось.
В заключение — дам еще один совет. Продумайте некий сценарий всех праздничных молитв — хотя бы приблизительно рассчитайте, сколько времени должно занять чтение каждой из них, какие отрывки (второстепенные) можно не читать и т.д. и т.п. Так, чтобы в эти дни настроение было таким, каким оно должно быть. Чтобы не отвлекаться на какие-то ненужные дела, чтобы и сам человек и члены его семьи максимально использовали эти дни, которые Всевышний выделил нам для этой особой духовной работы.
Видел, как это получалось тогда, в Москве. И нет причин, чтобы это не получилось у нас сейчас. А если так, тогда трудности, связанные с коронавирусом, обернутся позитивными результатами.
Отвечал рав Элиягу Эссас