Раздел «Ки Теце» содержит 74 заповеди. Моше сообщает единственно разрешенный способ женитьбы на нееврейке, плененной во время войны. Сын-первенец получает от отца двойную долю наследства, даже если он родился от нелюбимой жены. «Буйный и непокорный сын должен умереть». Тело казненного нельзя оставлять на виселице до следующего дня. Чужую вещь надо вернуть хозяину, приложив все усилия для его розыска. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, отпусти наседку, прежде чем взять себе птенцов или яйца. Крышу дома надо обнести перилами по ее периметру. Запрещается: засевать поле семенами разных культур, пахать одновременно на быке и осле, носить ткани из смеси шерсти и льна («шаатнез»)… Раздел завершается указанием «стереть память об Амалеке».
***
«Если возьмет человек жену и войдет к ней, то если не понравится она ему, потому что нашел он в ней какой-либо ущерб, пусть напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отошлет ее из дома своего» (24:1). Нет повести печальнее на свете, чем повесть о разводе Ромео и Джульетты.
Разводы — это бич современного общества. Число разбитых семей растет во всех странах и во всех социальных группах. В некоторых местах разведенных пар уже больше, чем неразведенных. Причем никакой семейный стаж не гарантирует стойкость брака. Разводятся юные супруги и дедушки с бабушками. Бывший премьер-министр Израиля, «солдат номер один», расстался с женой после 34 лет совместной жизни, вырастив трех дочерей, и это никого не шокировало. Брак нынешнего президента России продержался 30 лет.
Впрочем, разводы случались всегда, и, хотя брачные союзы предопределены свыше (мудрецы Талмуда говорили, что «за сорок дней до образования зародыша в чреве матери Всевышний постановляет: дочь такого-то предназначена такому-то»), Тора честно признает, что не все браки могут быть успешными. Поэтому она дает нам заповедь «герушин», правильного оформления развода на тот трагический случай, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Романтичная клятва: «Только смерть разлучит нас» — не из нашего духовного наследия.
Да, любой развод — это несчастье, ведь семья — фундамент общества. В Талмуде сообщается, что, когда муж и жена разводятся, «мизбеах», храмовый жертвенник, плачет.
Но почему именно «мизбеах»? Почему гибель семьи не оплакивают, к примеру, скрижали Завета с запечатленными на них Десятью Заповедями? Почему не льют слезы коробочки тфилин, которые муж накладывает на лоб и руку во время молитвы, или субботние подсвечники его жены. Нет, жертвенник упомянут здесь не ради красивой поэтической метафоры. Торе вообще чужды бессмысленные литературные изыски. В каждом ее образе заложена глубокая идея.
В чем главная причина дисгармонии между супругами? В том, что они неправильно понимают цель брака. Молодежь, воспитанная на сказках братьев Гримм и голливудских фильмах, впитала в себя классический идеал принцессы, которая находит принца своей мечты, готового носить ее на руках или же отправиться ради нее на край света, чтобы сразиться с чудовищем. А принц находит в принцессе все то, о чем грезилось ему: красоту, верность, ум, богатство. Лучезарные улыбки этой счастливой пары украшают рекламные плакаты зубной пасты и автомобилей новейших марок.
Нет, цель брака состоит не в том, чтобы твои желания и причуды исполнялись по первому требованию. Цель брака — найти того, кому ты готов отдать всего себя, реализовать в нем (в ней) свои лучшие качества. Брак — это система взаимного самопожертвования, побуждающая супругов не брать, а давать. В книге «Берешит» сказано: «Нехорошо человеку быть одному» (2:18). Когда ты один, ты можешь давать и жертвовать только одной персоне: себе, любимому. Мир вращается вокруг тебя. Ты пуп земли.
Храмовый жертвенник — это место, куда человек приносил свою жертву; у жертвенника он «давал» Б-гу то лучшее, что у него было. Кстати, жертва — неправильный перевод еврейского слова «корбан». «Корбан» образовано от «карав», приближаться. Когда вы даете кому-то свою любовь, внимание, подарки, вы приближаетесь к нему. Браслет, подаренный жене на день рождения; стакан воды, поданный проснувшемуся среди ночи ребенку, — все это сближает вас с ними, самыми родными для вас людьми. То же самое относится и к «корбану», животному, принесенному на храмовый жертвенник: это жертвоприношение приближало человека к Б-гу. Формула счастья предельно проста: когда вы даете, вы приближаетесь; когда вы берете, вы отдаляетесь.
Интересная деталь. Все жертвы в Храме посыпали солью. Что такое соль? Это классический образец бескорыстного дарения. У соли есть лишь одно назначение — придавать вкус другим продуктам. Сама по себе она ничего не значит. Когда человек считает себя «солью», когда его единственная в жизни цель — давать другим, жить для других, ему легко обрести счастье в браке.
Свобода (кошерного) слова
«Помни, как поступил Б-г, Г-сподь твой, с Мирьям в пути, когда выходили вы из Египта» (24:9). Когда Мирьям высказала несправедливую критику в адрес своего брата Моше, упрекнув его в том, что из-за своей высокой духовности он отделился от жены, Б-г сурово наказал ее: все тело Мирьям покрылось нарывами и язвами наподобие проказы. Но почему напоминание об этом случае связано с Исходом из Египта? Египетское рабство сынов Израиля было не только физическим. В более глубоком смысле оно включало в себя также закабаление их речевой способности. Египтяне лишили свободы не только тела евреев, но и их главное оружие — речь. Поэтому в Торе написано, что евреи «возопили» к Б-гу, а не «молились» Ему. Их способность говорить была закабалена так же, как и их физические действия. Исход из Египта положил начало восстановлению речевых способностей бывших рабов.
Чем мы, люди, отличаемся от животных? В первую очередь, способностью говорить, общаться с себе подобными посредством слов. В еврейской традиции человека называют не homo sapiens, человек разумный, а «медабер», человек говорящий. Эта способность тесно связана со свободой выбора, которой начисто лишены все другие творения.
Выйдя из Египта, сыны Израиля тут же направились в пустыню. На святом языке пустыня называется «мидбар». Это слово можно разделить на два элемента: «ми-дибур», из речи. Что это значит? В пустыне человек отделен от общества, он одинок и не нуждается в словесном общении. Он как будто только что родился, и ему еще предстоит научиться говорить. Поэтому безмолвная пустыня служит идеальным местом для восстановления речевой способности.
Когда еврейский ребенок начинает говорить, его отец обязан обучить его первым словам Торы. Вот почему сразу после выхода из Египта евреи получили Тору у горы Синай. На том начальном этапе формирования речи сыны Израиля должны были проявлять особую осторожность в словах.
Грех Мирьям состоял не в том, что именно она сказала брату, а когда сказала. И Б-г сурово покарал ее за неправильное использование дара речи в то ответственное время. Вот почему Тора связала ее оплошность с выходом из Египта.
Однако великая заслуга Мирьям в том и состоит, что уже более трех тысяч лет каждое поколение еврейского народа должно выполнять важную заповедь: помнить, что Б-г сделал ей за грех «лашон а-ра», чтобы научить нас непреложному закону бытия: жизнь и смерть находятся во власти языка.