УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО («Реэ»)

Если мы встретим когда-нибудь во Вселенной братьев по разуму, то это вовсе не будет значить, что мы встретим там также и братьев по вере.

Невольный вопрос

В недельной главе «Реэ» неоднократно говорится об уникальности земли Израиля, и уникальности Святилища – места, на котором пожелал присутствовать Всевышний: «На место, которое изберет Господь, Бог ваш, для водворения там имени Своего, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношения руки вашей, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу. И веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и Левит, который во вратах ваших, ибо нет ему участка и удела с вами. Остерегайся, не приноси всесожжений твоих на всяком месте, которое ты увидишь, А только на месте, которое изберет Господь в одном из колен твоих, там возноси всесожжения твои, и там делай все, что я заповедую тебе. Но сколько угодно душе твоей можешь резать и есть мясо по благословению Господа, Бога твоего, которое Он дал тебе во всех вратах твоих; нечистый и чистый могут есть сие, как газель и как оленя. Только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду. Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины хлеба твоего и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещаешь, и даров твоих, и возношения руки твоей, А только пред Господом, Богом твоим, ешь это, на месте, которое изберет Господь, Бог твой» (12:11-18)
Прежде чем навсегда остановиться на горе Мориа, в течение столетий Ковчег Завета многократно перемещался по Эрец Исраэль. Но даже и в эту пору странствий, само место Присутствия всегда оставалось единственным местом. Так, в книге Йегошуа Бин-Нуна рассказывается, что «сыны Реувена и сыны Гада и половина колена Менаше соорудили жертвенник возле Иордана» (на восточной стороне). Однако они «соорудили жертвенник этот не для всесожжения и не для жертвы», а для памяти, то есть для того чтобы прочие колена помнили, что и у них имеется удел в жертвоприношениях, несмотря на то, что они остались жить на восточном берегу Иордана. (Йегошуа 22:26-27).
Итак, мы видим, что избрание святого народа происходит параллельно с избранием святой земли, святого места. С одной стороны единственен Израиль: «Кто подобен народу Твоему, Израилю, народу единственному на земле?» (Шмуэль II, 7:23); а с другой, единственна и сама Земля, единственно «то место, которое изберет Господь, Бог ваш, для водворения там имени Своего» (12:26)
Но тут у нас невольно возникает вопрос, о какой единственности – места и народа — говорит Писание? Планетарного ли она, или вселенского порядка? Единственен ли еврейский народ действительно только «на земле», или же его уникальность простирается на всю Вселенную? Соответственно, этот вопрос целиком переносится также и на святилище: является ли Храмовая гора единственным местом в солнечной системе, или же она единственная гора во всем необозримом Космосе, насчитывающем, согласно данным современной науки, примерно 2*1018 степени звезд (по некоторым мнениям, их может быть на несколько порядков больше)?

Единственный народ

В 1960 году астроном Франк Д. Дрейк на основании статистики и общих астрономических знаний пришел к заключению, что только в нашей галактике может насчитываться тысячи планет, населенных разумными существами, после чего некоторое время попытался обнаружить искусственные радиосигналы. В 1964 году другой исследователь Стефан X. Доул (США), издал книгу «Планеты, где может жить человек», в которой пришел к сходным результатам. По мнению Доула, планеты, пригодные для жизни человека, могут существовать только у звезд, принадлежащих к спектральным классам F2— К1, которых в его время в нашей галактике насчитывалось около 17 миллиардов. В ходе анализа этих данных Доул пришел к выводу, что в нашей Галактике должно существовать около 600 миллионов планет, пригодных для обитания человека, и на каждой из них уже существуют некие формы жизни. Позже Дункан Форган из Эдинбургского университета подсчитал, что «в нашей Галактике существует по меньшей мере 361 разумная цивилизация, а их максимальное число — 38 тысяч. Он рассмотрел три возможных варианта. В одном случае предполагалось, что возникновение жизни — весьма трудный скачок, но дальнейшая эволюция идет беспрепятственно. Во втором варианте, жизнь с легкостью зарождается почти везде, где только это возможно, но разумная жизнь маловероятна. В этом случае в нашей галактике должно насчитываться 31 513 разумных сообществ. В третьем случае, предусматривающем высокую вероятность переноса жизни из одной системы в другую, таких сообществ насчитывается 37 964.
Следует отметить, что сама по себе «разумная жизнь» вовсе не является синонимом «науки», способной установить, что материя состоит более чем из сотни элементарных частиц, а Вселенная насчитывает 2*1018 степени звезд. Разумны все народы, населяющие нашу планету (причем некоторые из них даже умеют производить сложные астрономические расчеты), но европейская наука – это уникальный культурный феномен, который сложился в уникальных исторических условиях.
Но это к слову. Главное, на что следует обратить внимание, так это на то, что «разумная жизнь» вовсе не предполагает Божественного откровения! Даже если мы согласимся с тем, что разум возникает «естественно», то относительно избрания мы никак такого сказать не можем. Бог никем и ничем не связан, в Его поведении нет ничего «естественного». Иными словами, даже если Бог действительно создал только в нашей галактике 37 964 мира, населенных разумными существами, то это вовсе не значит, что в каждом из них Он пожелал также и открыться, а если и открылся, то совсем не обязательно избрав при этом единственный народ и единственное «место».
Более того, само Откровение, закрепившееся в еврейской традиции, свидетельствует именно о единственности Израиля. Так, в Гемаре имеется один фрагмент, который позволяет заключить, что избрание единственно во всей Вселенной, что еврейский народ избран только на Земле, и таким образом Земля — единственное место во Вселенной, где обитает Шехина: “Сион говорит: покинул меня Господь и Бог меня позабыл (Йешаягу 49:14). Не только покинул, но и позабыл. Раби Шимон Бен Лакиш разъясняет: Дух еврейского народа сетует: Владыка мира! Кто берет вторую жену, помнит о первой. Ты же покинул меня и позабыл меня. На это Всевышний возражает: дочь Моя, на небесах Я создал двенадцать созвездий, и в каждом созвездии тридцать армад, и в каждой армаде тридцать легионов, и в каждом легионе тридцать скоплений, и в каждом скоплении тридцать когорт, и в каждой когорте тридцать групп, и в каждой группе триста шестьдесят пять сотен миллинов звезд, по сто миллионов звезд на каждый из дней года. И все это ради тебя. А ты сетуешь, что Я покинул и позабыл тебя”.
Как утверждает Б. Циммерман, указанное в приведенной Гемаре число звезд соответствует 1019 степени, что вполне согласуется с данными современной науки. Таким образом, даже если мы встретим во Вселенной братьев по разуму, то это вовсе не будет означать, что мы встретим там также и братьев по вере, скорее всего лишь служителей звезд и созвездий. Создается впечатление, что Земля – это единственное место во всей Вселенной, где присутствует Шехина.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора