Продолжая наставлять евреев перед вступлением в страну Израиля, Моше-рабейну вновь призывает их выполнять заповеди Торы, обещая в награду процветание и благоденствие. Завоевание Эрец-Исраэль будет происходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы на опустевшей земле не размножились дикие животные, и у евреев было достаточно времени для планомерного заселения страны. Пророк велит уничтожить всех ханаанских идолов и напоминает, что Тора неделима – нельзя соблюдать выборочно ее законы. Далее он красочно описывает изобилие Эрец-Исраэль, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и напоминает евреям, что они завоюют Святую Землю не благодаря своему мужеству и военному искусству, а исключительно по воле Б-га. Приводится хроника событий у горы Синай – от провозглашения Десяти Заповедей до получения второго комплекта скрижалей Завета после трагической истории с золотым тельцом. Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и назначение колена Леви для службы в Храме. Он говорит, что небольшое племя численностью 70 душ, пришедшее в Египет, превратилось в народ, многочисленный, как звезды на небе. Вновь описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше сообщает народу формулу еврейской веры, ставшую второй частью молитвы «Шма, Исраэль».
***
«И молился я Б-гу, и сказал: «Г-сподь Б-г! Не губи народа твоего…» (9:26).
Молитва – дело серьезное и очень трудное. Попробуйте сами. Нет, когда вас везут в операционную, или вы сдаете экзамен, к которому не успели хорошо подготовиться, никаких проблем с концентрацией внимания не возникает. Проблема в обычной, будничной молитве, которую мы читаем многие годы, три раза в день. Не успеешь сказать и двух слов, как в голову начинают гурьбой ломиться всякие мысли и воспоминания: не забыть оплатить счет за телефон; вчера начальник был не в духе – к чему бы это? Как сыграет «Маккаби» в баскетбольном кубке Европы? В банке опять большой «минус»…
Не случайно молитву называют на иврите «авода», работа. Да, молитва – это работа, требующая предельной концентрации внимания. Но молитва может служить также источником вдохновения и глубоких переживаний. Тот, кому удавалась такая молитва, хотя бы один раз, например, в Йом-Кипур, знает, что после нее окружающий мир неузнаваемо преображается.
Кроме естественных преград чисто психологического свойства, глубокой и сосредоточенной молитве мешает еще один важный фактор. Нас со всех сторон, от колыбели до могилы, с утра до ночи и с ночи до утра атакуют тысячи навязчивых образов. Они врываются в наше подсознание с уличных афиш и газетных страниц, с телевизионного и компьютерного экрана, из нечаянно увиденной уличной сценки. Наша память перегружена фактами и цифрами. Мы держим в голове десятки телефонных номеров, цифровые коды, номера банковских счетов и даты рождения друзей и родственников. Куда ни посмотришь, везде тебя подстерегает очередной образ, который норовит занять как можно больше места в ячейках твоей памяти.
Великий подвижник Торы довоенных лет рабби Барух-Бер Лейбович никогда не считал деньги, когда расплачивался за покупку в бакалейной лавке. Он протягивал хозяину горсть монет на ладони, и тот сам отсчитывал нужную сумму. Это был не барский жест. Просто рав Лейбович не отличал гривенника от пятиалтынного. Он тщательно берег свое мыслительное пространство от материального мусора, чтобы сохранить его для вечной мудрости Торы. У него не было проблем с концентрацией внимания во время молитвы.
Одно из проклятий современного галута, духовного изгнания, в котором мы сегодня пребываем, состоит в том, что наши головы забиты повседневной рутиной, которая мешает нам обратиться к духовным мирам.
«И молился я Б-гу, – говорит Моше в сегодняшнем разделе. – «Г-сподь Б-г! Не губи народа твоего…». Пророк молился не только за поколение пустыни, но и за всех других евреев, которые будут жить в последующие эпохи. Во времена трагедий и жестоких преследований, когда их охватывало отчаяние, и слова молитвы застревали в горле, Моше-рабейну возвышал свой голос в защиту гонимого племени.
Даже в самые трудные времена, когда нас парализует апатия, когда нить молитвы разрывается где-то между сердцем и устами, и мы лишь механически твердим заученные слова, на помощь приходит молитва великого пророка, вселяя трепетную надежду в души, измученные долгой ночью изгнания.
Не бойся, будь евреем!
«Если скажешь в сердце своем: «Многочисленнее меня народы эти, как смогу я изгнать их?» – то не бойся их…» (7:17-18). Мысль, высказанная Моше, проста и убедительна. Только после того как ты поймешь, что своими силами, без помощи Всевышнего тебе не удастся разгромить своих врагов, тебе не надо никого бояться: ты уже победил.
Но если ты решил, что можешь одолеть их «своею собственной рукой», самостоятельно очистить Эрец-Исраэль от враждебных народов, вот тогда страх и беспокойство будут вполне уместны. Б-г не помогает тем, кто не рассчитывает на Него.
Богатый и бедный
«Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (11:26).
Богатство и бедность по-разному влияют на людей. Некоторых богатство побуждает к духовному росту, к добру и справедливости. Они понимают, что все блага посланы им Всевышним, и, испытывая глубокую благодарность за этот дар, стараются приблизиться к Нему, лучше и полнее познать и исполнять Его законы. А если бы они были бедны, то у них не было бы времени и сил для духовного роста, для общения с Б-гом. Все дни напролет они пытались бы выбраться из нищеты, боролись бы за свое физическое выживание.
Именно в таком положении оказались сыны Израиля во время египетского рабства. Они были настолько измучены тяжким трудом, что вначале отказывались слушать Моше, когда он принес им благую весть о скором освобождении и лишь просили его не усугублять их и без того тяжелое положение.
С другой стороны, есть люди, которых богатство уводит с пути праведности. В нашей истории было много эпизодов, когда успех и материальное процветания пагубно влияли на евреев, и они забывали Того, Кто давал им блага и высокий статус в обществе. В то же время Всевышний всегда прислушивается к молитвам бедного, сломленного человека, когда тот обращается к Нему за помощью.
Именно эта мысль заложена в приведенной фразе из сегодняшнего раздела: «Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Не подумайте, что благословение – это богатство, а проклятие – бедность. Все зависит от того, как сам человек ведет себя в процветании или нищете. Если Тора и ее заповеди занимают центральное место в его жизни, то ему обеспечено благословение – независимо от имущественного статуса.