Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. «Шмот» начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, Фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но этот приказ не выполняется. Тем временем у Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь Фараона. Она усыновляет его и, по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы его мать Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше увидел, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них — Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец Исраэль. Моше возражает: евреи не поверят, что он — посланник Вс-вышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает ему в помощники его брата Аарона. Братья встречаются в Египте и вместе идут к Фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает
Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.
Книга «Берешит» завершается рассказом о переселении семьи Яакова из охваченного голодом Ханаана в Египет, где она получает лучшие земли для проживания и статус почетных гостей. Но всего через сто лет обстановка резко меняется: «И умер Йосеф и его братья, и все то поколение. А сыны Израиля плодились и стремительно размножались, и стали чрезвычайно многочисленны и сильны, и наполнилась ими страна. И возвысился над Египтом новый царь, который не знал Йосефа…» (Шмот, 1:6-8).
Комментаторы расходятся в толковании последних слов. Одни считают, что действительно произошла смена власти. Другие говорят, что это был все тот же Фараон, но он сделал вид, что не знает Йосефа и его вклада в процветание Египта.
В мидраше рассказывается, что инициатива по закабалению евреев исходила от низов. Всего за несколько десятилетий семья из 70 душ превратилась в многотысячное племя, и народ Египта требовал превратить в рабов сильно расплодившихся пришельцев — грех не использовать эту дармовую армию труда на государственных стройках.
Фараон вначале отказывался. Ведь потомки Яакова — были его гостями, а гостей не притесняют. К тому же он не мог игнорировать заслуги Йосефа, который не только спас страну от голода, но и сказочно обогатил за счет экспорта хлеба. Вся прибыль — копейка к копейке — бесперебойно поступала в царскую казну. Никакой коррупции, никакого стремления к личной наживе.
Однако простые египтяне продолжали настаивать, угрожая сместить Фараона. Однажды они исполнили свою угрозу, отстранив его от власти на три месяца. И тогда Фараон сдался: он «забыл» Йосефа и начал закабалять своих бывших гостей под аккомпанемент абсурдной подстрекательской демагогии: «Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте ухитримся против него, не то он умножится и, случись война, присоединится к врагам нашим и будет воевать против нас, и уйдет из страны» (1:9-10).
Черная неблагодарность к умершему Йосефу оказалась лишь трамплином для дальнейшего морального падения Фараона. Рабейну Бахье писал: «Тот, кто отрицает благо, совершенное для него ближним, неизбежно придет к отрицанию Б-жественного блага». В подтверждение этого тезиса он привел такой аллегорический пример. К одному царю привели человека, бросавшего камни в его статую. Царь распорядился обезглавить бунтаря, «потому что завтра он будет забрасывать камнями не статую, а меня».
Через восемьдесят лет, когда Моше и Аарон пришли к Фараону и потребовали от имени Б-га: «Отпусти народ Мой, чтобы они совершили Мне празднество в пустыне», тот высокомерно ответил: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его и отпустил Израиль? Не знаю я Б-га…» (5:1-2).
Впрочем, тот ли это Фараон, который «не знал» и Йосефа? Ведь в промежутке между этими двумя эпизодами, когда Моше находился в вынужденной эмиграции в стране Мидьян, а евреи изнывали под ярмом рабской эксплуатации, «умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили…» (2:23).
Здесь тоже приводятся разные трактовки. РАШИ объясняет, что Фараон в действительности не умер, а заболел тяжелой формой проказы (не той, которую мы знаем, а другой, требующей духовной диагностики — в Торе она называется «цаарат») и приказал убивать еврейских детей, чтобы принимать «целебные» ванны из их крови. Ведь если бы Фараон действительно умер, то зачем евреям стонать и плакать? Им бы, наоборот, вздохнуть с облегчением.
Виленский Гаон дает иное объяснение. Да, Фараон на самом деле умер. Еще при жизни он требовал от еврейских повитух убивать еврейских детей в материнском чреве, но те не выполняли царское распоряжение, утверждая (вполне справедливо), что еврейки успевают родить еще до их прихода. «Но в чем проблема? — спрашивает Виленский Гаон. — Что им мешало убивать детей сразу после родов, если, конечно, именно этого хотел Фараон?»
Вот именно, что не хотел. На том этапе решения еврейского вопроса, объясняет Гаон, Фараон вел себя дипломатично. Если бы детей казнили во чреве, можно было бы утверждать, что они рождались мертвыми. Но, видя, как повитухи убивают живых младенцев, родители подняли бы шум, призвали бы на помощь мировую общественность, потребовали создать комиссию, строго наказать повитух-детоубийц и тех, кто отдавал им злодейские приказы. Фараон — символ законности и порядка, не хотел рисковать своей репутацией справедливого и просвещенного монарха — во всяком случае, открытый геноцид был пока не в его интересах.
При жизни Фараона статус-кво сохранялся, но как только он умер, в стране воцарилась анархия. Египетская чернь взяла закон в свои руки, и положение еврейских рабов резко ухудшилось. Вот почему они «возопили» после смерти ненавистного тирана, да так отчаянно и громко, что «Б-г услышал их стенания и вспомнил Свой союз с Авраамом, Ицхаком и Яаковом»…
В московской синагоге на улице Архипова были вывешены тексты двух молитв: одна — за мир, другая — за благополучие советского правительства. Наша горькая история показывает, что любая власть, даже Сталина-Берии, и любой порядок, даже самый антисемитский, лучше беспредела. С властью можно договориться, с обезумевшими от запаха крови погромщиками — никогда.
Дезинфекция
в стиле доктора Менгеле
«У немцев не было ДДТ. Для борьбы с вредителями: крысами, вшами и прочими они пользовались химическим продуктом под названием «Циклон Б». Его активным компонентом был цианид. В готовом виде «Циклон Б» состоял из твердых дисков, выделявших цианистоводородный газ при контакте с воздухом. В нацистских лагерях были найдены большие запасы «Циклона Б». Их существование можно объяснить по-разному, в том числе — с учетом имеющихся документов — без криминальной подоплеки. В лагерях часто происходили вспышки сыпного тифа, возбудители которого распространялись вшами. Однако широко распространена версия, будто «Циклон Б» использовался для массового уничтожения евреев в так называемых газовых камерах…». Извините за неуместную цитату. Это отрывок из «научной» работы, автор которой, историк-антисемит, пытается опровергнуть сам факт Катастрофы европейского еврейства.
В Пасхальной агаде сказано: «И плохо обращались с нами египтяне, и угнетали нас…». В ивритском оригинале употребляется необычный глагол «ва-яреу», от корня «ра», плохой. Получается, что «египтяне делали нас плохими». Скажите, как можно объединить народ и повести его на борьбу с ненавистным меньшинством? Чтобы добиться такой сплоченности, надо сделать это меньшинство «плохим». Развернуть кампанию психологической травли, демонизации. Объявить их нелюдями — не «они», а «он», народец-паразит, несчастье, раковая опухоль на теле нации.
Обращаясь к подданным, Фараон говорит: «Давайте ухитримся против него (евреев), не то он умножится и, случись война, присоединится и он к неприятелям нашим и будет воевать против нас» (1:10).