Недельная глава «Шмот» (имена) начинается с двойного списка детей Яакова: имена 12 шватим (колен) Израиля одним списком и список 70 душ, составляющих эти двенадцать колен, — отдельным списком. РАШИ говорит, что такое перечисление и пересчитывание призвано продемонстрировать важность и ценность всех названных поименно — так же, как Всевышний знает имена и знает счет всем звездам, так и с детьми Яакова. Сфат Эмет спрашивает, кому это нужно демонстрировать, и отвечает: конечно же, самим детям Яакова. Спуск семьи Яакова — это переход с более высокого уровня — с уровня Земли Израиля в Египет. Этот спуск аналогичен «спуску» души в тело. Спуск в Египет — это стена, отделяющая нас от Творца. Само существование мира скрывает от нас Создателя, но стены бывают разными. Бывают стены, как «железный занавес», а бывают стены из картона с окнами на полстены.
Царь Соломон в «Песне песней» описывает связь между народом Израиля и Всевышним следующим образом: «Он (Всевышний) стоит за стеной, заглядывает в окна, смотрит сквозь решетки» (Шир аШирим 2:9). Мы, к сожалению, не умеем смотреть сквозь стены. Именно поэтому заглянуть за стену можно через 12 шватим и 70 душ, спустившихся а Египет.
У каждого из двенадцати шватим есть свой метод прохождения сквозь стену. Сфат Эмет объясняет, что в Шир аШирим «заглядывает в окна» — это 12 шватим — 12 входов в Храме, соответствующие 12 вратам молитвы. Это одна из причин, по которой синагога должна строиться с 12 окнами (Шулхан Арух, 90:4).
Но кроме списка 12 шватим, в нашей недельной главе приводится еще и поименный список отдельных индивидуумов. Это тот уровень связи, который в Шир аШирим называется «смотрит сквозь решетки». Большинство, к сожалению, не может воспользоваться путями, «протоптанными» для нас 12 шватим. Мы не знаем, какой путь мы продолжаем, и поэтому мы не можем ими воспользоваться.
Отверстие в решетке гораздо меньше того, что открывает окно, но это то, что доступно нам в наше время. Обращая внимание на неслучайность мелких деталей, мы тем самым «пускаем» Всевышнего в нашу каждодневную жизнь. Мы не в состоянии прорубать новые окна, но даже те небольшие «отверстия» которые мы можем проделать, делают этот мир светлее.