Моисею не суждено перейти Иордан и войти в Израиль. И вот перед смертью он обращается к народу с воспоминаниями о событиях, приведших евреев к 40-летним скитаниям по пустыне. Ведь сразу же после выхода из египетского рабства и дарования Торы остановился еврейский народ на этом же самом месте, возвращаясь на родину отцов, в страну Израиля.
И послал народ разведчиков, которые ходили по стране 40 дней. Вернувшись, они стали уговаривать евреев не входить в Израиль. «Очень хороша та страна, течет она молоком и медом, но не сможем мы войти в нее, слишком силен народ той страны и высоки крепости городов ее». И заплакал народ в ту ночь, повествует Тора. «Выберем другого главу вместо Моисея и вернемся в Египет», — решили евреи. «Плачете понапрасну, — сказал тогда Всевышний захотевшим вернуться в Египет евреям, — а будете плакать на самом деле, на века». Год за день.
В этот день, 9 Ава, за 40 дней недоверия Всевышнему еврейский народ был наказан 40-летним изгнанием в пустыне. Вспоминает Моисей об этом и говорит: «Как я один мог вынести ссоры и споры ваши?» Однако плач народа в ту ночь, как и обещал Всевышний, стал плачем на века, пронзив, как острием меча, всю еврейскую историю вплоть до наших дней.
В эту ночь, 9 Ава, началось 40-летнее скитание евреев по пустыне. Затем, уже под предводительством Егошуа, народ вошел в Израиль. Царь Давид основал столицу Израиля Иерусалим, а его сын Соломон закончил начатое отцом строительство Храма.
Сотни лет спустя еврейское государство уходит от соблюдения законов Торы, увлекаясь идолопоклонством. Царь Вавилона Навуходоносор вторгается в Израиль и осаждает Иерусалим. 9 Ава была разрушена святыня еврейского народа — Иерусалимский Храм и положено начало вавилонскому изгнанию. Уже в изгнании под руководством Мордехая евреи возвращаются к Торе, о чем рассказывает нам книга Эстер. Пророк Эзра возглавляет возвращение евреев в Израиль и отстраивает разрушенный Иерусалимский Храм.
Почти 500 лет спустя в народе вспыхивает беспричинная ненависть, ссоры и споры раздирают забывших о Торе евреев. В результате долгой и кровопролитной войны римский император Тит в тот же самый день, 9 Ава, разрушает Иерусалимский храм, положив начало изгнанию и преследованию евреев, которое продолжается уже тысячелетия.
Приблизительно через 50 лет после второго разрушения Храма, под руководством Бар Кохбы евреи восстают против римских завоевателей, разбивают их легионы и восстанавливают еврейское государство. Долгие 4 года противостоял маленький Израиль великому Риму, который стянул войска со всех концов земли. 9 Ава последний оплот восставших, крепость Бейтар, пала. Почти все население Израиля было уничтожено или изгнано, Иерусалим распахан в поле и переименован в Констанцию, а страна Израиля — в Палестину.
9 Ава были вырезаны крестоносцами еврейские общины английского Йорка и египетской Александрии. В тот же день заканчивался срок ультиматума испанской инквизиции: либо принять христианство, либо покинуть страну. А тех, кто не хотели принимать христианство или не могли уехать, инквизиторы сожгли. В тот день раввины разрешили вышедшим на дороги евреям петь песни, которые можно было петь лишь в Иерусалимском Храме.
Не многим удалось найти место на корабле или перейти Пиренейские горы… Почему же траурный день 9 Ава испанские евреи встретили с песней Храма? Талмуд рассказывает, что величайший мудрец и основоположник Талмуда рабби Акива проходил с учениками недалеко от храмовой горы Сион. Перед их взором открылись развалины Храма. Вдруг они увидели лисицу, гулявшую по Святая Святых Храма, куда лишь первосвященник мог зайти раз в году, в День Прощения — Судный день — Йом Кипур. Ученики, увидев это, заплакали, а рабби Акива засмеялся. «Почему ты смеешься?» — удивились ученики. «А почему вы плачете?» — спросил он. «Мы плачем о разрушении Храма». «А я смеюсь, потому что пророки предупреждали о разрушении и пророчили его будущее строительство. Тогда это казалось невероятным, теперь мы видим — первая часть пророчества сбылась. Конечно же, сбудется и вторая — Храм будет отстроен».
Рабби Акива смеется, ибо верит, что Храм будет отстроен. Но как он может смеяться, видя его развалины? Да и сам он будет зверски убит римлянами после поражения восстания Бар Кохбы…
Счастливы евреи, говорит Талмуд, если вы поднимаетесь, то поднимаетесь высоко, до звезд, а если опускаетесь, то опускаетесь низко, на дно морское. Как сказано в Торе: «Будете вы подобны звездам небес или песку морскому». Мы счастливы подниматься ввысь, но как можем мы быть счастливы, опустившись на дно морское? С вопроса «как?» начал Моисей свое повествование о 9 Ава: «Как я мог один вынести ссоры и споры ваши?” С этого же слова начинает пророк Иеремия свою книгу о разрушении Первого Храма 9 Ава «Плач Иеремии», которая на иврите так и называется «Эйха» — «Как».
Как это все могло произойти, воскликнет любой еврей, изучающий трагическую историю еврейского народа.
Как совсем недавно удалось Гитлеру уничтожить 6 миллионов евреев? Как могли в России 70 лет подряд душить еврейскую культуру, насильственно ассимилируя миллионы евреев? Все это не могло быть случайным. Ведь даже Первая мировая война, разрушившая еврейские общины Европы, приведшая к революции в России и в дальнейшем к воцарению Гитлера в Германии, также началась 9 Ава. «Мы чувствуем руку Всевышнего в нашей истории, — говорили евреи, — ибо наше изгнание произошло в день начала всех изгнаний — 9 Ава». Поэтому и рабби Акива смеялся, глядя на развалины Храма. Ведь само разрушение свидетельствует о воле и намерении Творца, который не просто хотел разрушить Храм, а научить нас принимать уроки истории, чтобы вновь его отстроить. «Счастливы вы, евреи, если вы поднимаетесь, то поднимаетесь до звезд, а если опускаетесь, то опускаетесь низко, на дно морское». И то, и другое — счастье. Из года в год, на протяжении тысячелетий еврейский народ отмечает день 9 Ава траурным постом. Однако в этот день мы не только плачем о прошлом, мы осмысливаем причины разрушений и преследований, чтобы суметь ликвидировать духовные и физические опасности, грозящие нам сегодня. Известно, что однажды, 9 Ава, Наполеон проходил мимо парижской синагоги и услышал плач евреев, читающих книгу «Плач Иеремии».
— О чем плачут евреи?- спросил он.
— О разрушении Храма, — услышал он в ответ.
«Народ, умеющий так плакать о разрушении Храма, обязательно сумеет его отстроить!» — воскликнул Наполеон.
День поста 9 Ава пророк Иеремия называет праздником, ибо Храм обязательно будет отстроен, и тогда этот день траура превратится в праздник уроков жизни и веры в будущее.