Умей поставить, в радостной надежде,
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть, и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только Воля говорит: «Иди!»
Р. Киплинг
Согласно Вавилонскому Талмуду, Рейш Лакиш в ранней юности был бандитом и гладиатором. Под давлением неблагоприятных обстоятельств он бросил учение и стремился поддерживать себя мирскими занятиями. Он продался мэтру цирка гладиаторов, где мог использовать свою огромную физическую силу, был вынужден постоянно рисковать жизнью, борясь с дикими зверями и другими гладиаторами. А также какое-то время жил в пустыне, «зарабатывая на жизнь» в роли атамана шайки разбойников. Из этого состояния он был возвращён к учёбе рабби Йохананом.
Говорят, что Рейш Лакиш увидел рабби Йоханана, купающегося в Иордане и, приняв его за женщину, одним прыжком перепрыгнул реку. «Твоя сила больше подходит для изучения Торы», — сказал ему рабби Йоханан. «А твоя красота – для женщины», — ответил Рейш Лакиш.
Рабби Йоханан пообещал Рейш Лакишу руку своей красавицы сестры, «которая ещё прекрасней меня», если тот вернётся к изучению Торы. Рабби Йоханана можно назвать учителем Рейш Лакиша, который, благодаря своему усердию, скоро достиг уровня учителя. Талмуд отмечает, что когда Рейш Лакиш хотел вернуться на другой берег реки, где он оставил свои вещи, ему пришлось это делать вплавь, так как перепрыгнуть реку уже не было сил.
Теперь поразмышляем. Как же рабби Йоханан догадался, что Рейш Лакиш способен стать его напарником по учёбе? Потому что он умел перепрыгнуть реку? Так что – что любой чемпион мира по прыжкам в длину способен стать мудрецом Торы? Конечно нет! Для того, чтобы перепрыгнуть реку или стать мудрецом Торы, надо обладать великой силой желания, позволяющей выйти за рамки природы. То есть, чтобы дух приобрёл власть над материей. Почему же Рейш Лакиш не смог перепрыгнуть её в обратном направлении? Потому что его желание переместилось на учёбу Торы — и реку пришлось переплывать.
Хочу вспомнить историю, которую я впервые прочёл 7 января 1993 года на больничной койке. И она вдохновила меня на начало учёбы. Талмуд рассказывает о Элазаре бен Дурдаи, что не было в мире блудницы, у которой бы он не побывал. И вот услышал он, что за морем живёт такая, за встречу с которой платят по мешку золотых динаров. Взяв с собой нужную сумму, он отправился в путь. Семь рек пересёк, а когда добился благосклонности этой женщины, услышал от неё: «Все грешники смогут вернуться, кроме Элазара бен Дурдаи!». Эти слова, тем более таким «моралистом» сказанные, зазвучали в нём, как небесный гром.
Уединившись в долине между двумя горами, он воззвал к силам природы: «Горы и долины, попросите Всевышнего, чтобы Он явил мне своё милосердие!». Ответили ему горы и долины: «Ты бы за нас попросил! Ибо сказано: Вот горы падут и долины исчезнут». С той же просьбой обратился он к земле и небесам, солнцу и луне — и услышал в ответ похожее. Понял, что не на кого ему положиться, кроме себя. Низко опустил он голову и заплакал. И в этот момент душа покинула его тело. И тогда раздался Небесный Голос: «Рабби Элазар бен Дурдаи удостоился удела в будущем мире!»
Когда рабби Йеуда аНаси услышал о происшедшем, он воскликнул: «Есть люди, которые зарабатывают свой Грядущий мир долгими годами тяжёлых усилий, но есть и такие, что получают его в одно мгновение».
Что объединяет эти две истории? Как и Реш Лакиш, рабби Элазар бен Дурдаи не жалел сил и денег, пускался в опасные путешествия, рисковал жизнью, чтобы удовлетворить свои дурные желания. Но, вернувшись к Б-гу из любви и своим примером научив людей, что все зависит от самого человека — он удостоился Будущего Мира и звания Рабби.