Ваше благородие, госпожа удача.
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Булат Окуджава
Я давно не писал рассказы. Переехал жить в Бейтар. В гости почти не хожу, не приглашают. По субботам ничего девочкам не рассказываю. Уже не говорю о командировках в Москву, о шахматах, Грузии и так далее. Впрочем, как говорили в моей молодости, «на Советскую власть не жалуюсь, просто жить не умею. Поэтому и работаю на трёх работах».
Впрочем, вчера в гости пригласили. В Бейтаре есть медбрат Давид, который несколько раз бывал в Грузии, влюбился в хинкали, хачапури, джонджоли и вообще во все грузинское. До того влюбился, что захотел жениться на грузинской еврейке. Ему порекомендовали одну. Я её не знаю, но уже 30 лет знаю её отца. Предложил ему позвонить. Давид согласился. Но я предварительно связался с родителями самого мальчика. У меня спросили, знаю ли я девочку, я честно ответил, что нет. И пусть родители узнают о ней по своим каналам. Во время расспросов им предложили для Давида более подходящий шидух, да и оказалось, что родители той, грузинской девушки, были против. Давид обручился. В прошлый Шабат его невеста приезжала в Бейтар и ночевала у нас дома. Мне она очень понравилась.
Незадолго до обручения Давид взял у меня для анализа кровь из вены — за много десятков лет мне не кололи вену так безболезненно. В Шабат я в полушутку, но вполне искренне сказал: в заслугу того, что ты сделал мне добро, ты удостоился такой хорошей девушки.
Всегда в своих рассказах я пытаюсь пытаюсь отыскать ту заслугу человека, за которую он удостоился помощи Всевышнего. Мой раввин говорит, что заслуга – это больше, чем любая браха. В Шабат мама мальчика, медсестра в кардиологическом отделении,- том самом, где мне в 1997 году делали центуру и шунтирование сердца,- спросила, кто мне делал операцию. Центуру делал врач Насар, а операцию – Элами. У меня об обоих самые тёплые воспоминания.
Неожиданно вспомнилась история, связанная с операцией. Тогда перед ней шесть человек должны были сдать для меня по поллитра крови. Донорами захотели стать все ученики ешивы. Кинули жребий. Так вот, папа этого Давида организовал тогда микроавтобус, сел за руль, отвёз 6 добровольцев в больницу, первым сдал кровь и потом вернул всех на занятия. Мама Давида спросила: «А дату операции вы помните?» — «8 сентября 1997 года». Она воскликнула: «А 9 сентября мы совершенно случайно познакомились с моим мужем и через две недели обручились!».
Вы верите в случайность? Я – нет. По-моему, это хорошо спланированная закономерность. Впрочем, ещё наша праматерь Ривка показала, что лучший способ найти своё счастье описан в строчках современной поэтессы:
«Твори добро — пусть не поймут…
Дари добро — пусть не вернётся!
Посей добро и там, и тут…
Пусть каждого оно коснётся!
Твори добро не для чего-то…
А от сердечной чистоты!
И если злом отплатит кто-то…
Пред Б-гом чист не он — а ты…»