55-летний обозреватель или по-новорусски «колумнист» газеты New York Post Кайл Смит по основному журналистскому амлуа кино и театральный критик, но в силу консервативных убеждений часто публикует статьи о проблемах текущей политики. При этом 55-летний Смит не расстается с опытом искусствоведа, и во вторник в статье про нашего президента Джо Байдена вспомнил актера и комедианта Криса Рока, который во времена власти Барака Обамы сказал, что «этот президент и первая леди — вроде папы и мамы всей страны, а когда ваш папа говорит, нужно слушать». Английский, в отличие от русского, не богат на приставки и окончания, которые меняют смысл слова, и Рок сказал именно «слушать», а не «слушаться». В статье, которую Кайл — или редактор Post — назвал вопросом «Кто же действительно у власти, Джо?», автор пишет, что в таком случае «нашего 46-го президента можно считать не папой, а дедушкой Америки, и когда слушаешь этого дедушку, иногда сомневаешься, можно ли оставлять его одного рядом с ножницами». По-умному это называется «когнитивный диссонанс» — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений, а совсем просто — «съехавшая крыша».
Это же предположение широко применялось по отношению к президенту Трампу, но ни то, ни другое подтверждения специалистов не получило. Так или иначе, в речах и поведении Байдена замечают «когнитивные» проскоки, и на прошлой неделе, выступая в Белом доме по поводу борьбы с огнестрельной преступностью, Байден назвал стоявшего рядом Генерального прокурора Гарланда просто «генерал», может, забыв слово «генеральный», а может, в шутку, на которые наш нынешний президент большой мастер. В финале той 15-минутной речи Байден ответил на вопрос репортера, не думает ли он, что для успеха его билля о правах избирателей пора реформировать филибастер, то есть право республиканцев Сената блокировать этот билль. «Филибастер, филибастер, — сказал президент, — знаете, что касается филибастера, то, по-моему, нужно вернуться к положению о филибастере, которое было 120 лет назад, когда я пришел в Сенат Соединенных Штатов». На всякий случай, я сверился со стенограммой встречи, опубликованной на сайте Белого дома, президент сказал именно так: «Filibuster. Filibuster. You know, with regard to the filibuster, I believe we should go back to a position on the filibuster that existed just when I came to the United States Senate 120 years ago». Тоже, наверное, шутка. Что же до слова «генерал», то его Байден помнит, но в марте забыл, как зовут его министра обороны Ллойда Остина. «Я хочу поблагодарить бывшего генерала, — сказал он. — Я продолжаю называть его генералом, но мой, мой… парень вон там, который там управляет этим подразделением».
15 июня обозреватель Молли Хемингуэй на канале Fox News сообщила о виртуальном обращении Бадена к однопартийцам, когда президент сказал, что «только что вернулся из Европы, где провел, кажется, 13 дней, забыл сколько дней, и 5 дней встречался с государствами G-7». Его визит в Европу длился 8 дней, и Байден ошибся на 5, но, как говорят по-русски в одном украинском городе, «кто вам считает?» Своего вице-президента Камалу Харрис Байден назвал «президент», в связи с чем фрейдисты решили, что он подсознательно имел в виду расхожее предположение, будто 56-летнюю Харрис прочат в скорую замену 78-летнего Бадена, а я неполиткорректно назвал ее «кожзаменителем» президента. На саммите НАТО в Брюсселе Джо Байден трижды называл Сирию Ливией, а раньше, выступая в Техасе, запутался в именах конгрессменов-демократов и позже во всеуслышание произнёс: «Что я здесь делаю? Я сбился со счёта». Таких случаев было много, но российский президент Путин, в беседе с которым Байден провёл три с половиной часа на вилле Лагранж в Женеве, назвал нашего президента «чрезвычайно талантливой и яркой личностью, которая в ином случае не стала бы президентом Соединенных Штатов». Путин тоже изрядный шутник.
Подумаешь, иронизирует в своей статье Кайл Смит, «просто похоже, что этот парень не в ладах с картами на сайте Google, а получилось, что он заведует всеми ядерными ракетами. В редких случаях, когда помощники Байдена выпускают его на люди перед камерами, отобранные загодя репортеры задают ему вежливейшие и понятные вопросы, после чего все равно выкручиваются из-за очередных выходок Байдена». Похоже, что на сей раз кинокритик-политолог вспомнил доктора Стрейнжлава из фильма Стенли Кубрика «Как я перестал бояться и полюбил бомбу». Фильм вышел на экраны в 1964 году, а следующей реминисценцией Кайла Смита стал телетриллер 1980-х годов, в котором злодей терроризирует «бебиситтера» ужасным шепотом по телефону.
На пресс-конференции в Белом доме 24 июня Байден трижды наклонялся к микрофону и переходил на шепот, один раз доверительно сообщив, что «пока передал им 1,9 триллиона долларов помощи», а в другой раз, что «написал билль про окружающую среду». Возможно, это была шутка, и президент как бы подчеркивал добрые отношения с прессой, от которой у него нет секретов, но, «глядя на эти пресс-конференции, — написал Кайл Смит, — Си Цзяньпин и Владимир Путин должны подхихикивать тому, как им повезло. Крупнейшая в мире держава неожиданно оказалось в руках человека, который, похоже, только что отошел от сильной анестезии».
Сцену шепота в микрофон увидели больше трех миллионов телезрителей, и Кайл Смит недоумевает, зачем нашему президенту понадобилось на старости лет звучать, как убийце из триллера? «В 78 лет, — написал Смит. — Когда Рональд Рейган был уже на пенсии, Байден страдает тем, что в домах престарелых деликатно называют ‘изменением личности’. Возникает ощущение, будто его помощники неделю готовят президента перед тем как дать ему говорить, отчего он и позволяет себя фразы, вроде ‘у меня будут проблемы с персоналом’. У нас еще не было президента, который так открыто боится своих наставников. Так кто же принимает решения?»
Поскольку он просто читает ему написанное, предполагает Кайл Смит, Байден может не соображать, о чем именно идет речь, отчего в его речи и появляются странные оговорки, вроде «латинкс», вместо «латинос». А чего стоит его фраза, что латиноамериканцев должно беспокоить то, что, если они явятся на вакцинацию, их депортируют, хотя большинство «латинос» живут в США легально. Таким же образом Джо Байден перепутал «Летчиков Таскиги» — знаменитую эскадрилью чернокожих пилотов периода Второй мировой войны, с Tuskegee Syphilis Study — одноименной программой борьбы с этим венерическим заболеванием. Неровен час, допускает кинокритик Кайл Смит, наш президент перепутает коронавирус с пивом «Корона», и остается ждать, когда после очередного ляпа наши СМИ признают очевидное: если во главе страны стоит гражданин, который не в состоянии дойти до дома в потемках, можно ли ему доверить страну?