Иранские аятоллы и ядерная сделка

Мы можем с уверенностью сказать, что главным итогом саммита Большой семерки стала не декларация о борьбе с климатом, а победа на выборах в Иране ультраконсервативного Ибрагима Раиси, рядом с которым прежний президент кажется почти либералом.

Он получил 62% голосов, но из-за низкой явки (48,8%) голосовало за него всего 30% избирателей. Верховный лидер аятолла Али Хаменаи сказал, что выборы знаменовали победу Ирана перед лицом «вражеской пропаганды».

Первым из мировых лидеров, буквально через несколько минут после объявления результатов подсчета голосов, Владимир Путин поздравил Раиси. Вслед за ним свои поздравления передал премьер-министр Пакистана Имран Хан, президент Ирака Бархам Сали, президент Турции Ресеп Эрдоган, главарь «Хизбаллы» Хасан Насралла, а также главари ПА во главе с Махмудом Аббасом. На всякий случай иранских аятолл поздравили правители Эмиратов.

По мнению иранских обозревателей, победа Раиси знаменует собой поражение иранских реформистов. Свыше 12 реформистских и центристских партий выразили поддержку Абдулнасеру Хемати, бывшему главе Центробанка Ирана, который выступал за экономические реформы. Реформистский фронт вообще не поддержал ни одного кандидата.

Обозреватели теперь гадают, удастся ли уходящему в отставку через шесть недель президенту Рухани подписать новое соглашение об ядерной сделке. По их предположениям, Джо Байден предпочтет заключить сделку с Рухани вместо того, чтобы вести переговоры с новым иранским президентом, который принимал участие в массовых убийствах тысяч заключенных оппозиционеров в 1988 году в качестве члена «Смертного комитета» и вынес смертные приговоры борцу Навиду Афкари и журналисту Рухолле Заму. Да и сам Раиси не особо стремится к возрождению ядерной сделки, так как она хоть в какой-то мере ограничивает иранскую ядерную программу. Себе в заслугу он ставит, что Иран смог выстоять под давлением американских санкций.

По имеющимся у Израиля сведениям, Вашингтон хочет почти полностью снять с Ирана экономические санкции и пойти на значительные уступки Тегерану, касающиеся механизма мониторинга за иранской ядерной программой.

Начальник генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави отправляется в Америку, так как дело не терпит отлагательств. Не только обозреватели, но и израильская разведка полагает, что Джо Байден поспешит завершить переговоры и подписать с Ираном новую сделку до смены декораций в Тегеране.

У Израиля остается надежда, что с победой на выборах Раиси иранская делегация на переговорах в Вене займет жесткую позицию, и сделка в ближайшие дни заключена не будет, а у Израиля останется в запасе время, чтобы попытаться убедить администрацию Байдена. Хотя вряд ли администрация Байдена будет учитывать интересы Израиля или арабских суннитских государств, ибо у этой администрации своя повестка дня.

Самой большой угрозой человечеству администрация объявила изменения климата, а иранская ядерная бомба угрозой никак не является.

Полностью сорвать сделку Израилю, разумеется, не удастся, так хотя бы внести какие-то поправки, чтобы новое соглашение не было совсем ужасным, что тоже представляется маловероятным.

На данный момент Иран близок к созданию ядерной бомбы, но демократическая администрация не собирается оказывать экономическое или военное давление на Тегеран, поэтому аятоллам опасаться нечего.

Военная операция Израиля против Ирана невозможна без одобрения Вашингтона, ибо это не одноразовая акция, как бомбардировка иракского ядерного реактора, а полномасштабная военная операция, требующая особой финансовой и военной помощи со стороны Америки, а на такую помощь рассчитывать не приходится. Тем более, что новый министр иностранных дел Израиля Яир Лапид заверил Госдепартамент, что со стороны Израиля никаких сюрпризов не будет.

Со своей стороны Вашингтон преподнес большой сюрприз своим ближневосточным союзникам, объявив о сокращении своих средств ПВО на Ближнем Востоке ввиду «значительного прогресса» на переговорах в Вене. То есть, администрация Байдена решила, что ей удалось уменьшить иранскую ядерную угрозу настолько, что «Патриоты» и истребители уже не нужны, особенно на военных базах в Саудовской Аравии.

Джо Байден приготовил немало сюрпризов своим союзникам. Так, накануне встречи с Владимиром Путиным он заморозил Украине военную помощь на 100 миллионов долларов, объяснив, что наказывает Украину за недостаточную борьбу с коррупцией, за что заслужил особую похвалу от российского президента, назвавшего Байдена «профессионалом».

Америку от Ирана отделяют два океана, поэтому демократы в Вашингтоне могут закрыть глаза на реальность и поиграть в миротворцев. У Израиля такой роскоши нет. В генштабе ЦАХАЛа не исключают, что Иран может сбросит небольшую атомную бомбу в Средиземном море вблизи берегов Израиля, что вызовет мощное цунами со всеми вытекающими последствиями.

Чем закончится очередная миротворческая авантюра Байдена и европейского Социнтерна, мы не знаем. Переговоры 20 июня возобновились, и иранская делегация полна оптимизма. «Мы близки, как никогда к заключению соглашения, но расстояние между нами сохраняется, и наведение мостов задача не из легких, — сказал глава иранской делегации Аббас Арагчи. – Мы возвращаемся сегодня в Тегеран».

По утверждению дипломатических источников, после консультаций дома стороны в ближайшее время вернутся в Вену для проведения нового раунда переговоров. Даже если Ибрагим Рейзи и будет высказываться против сделки, последнее слово останется не за ним, а за верховным лидером Али Хаменаи, а он, вероятно, захочет добиться снятия американских санкций.

«Наведение мостов требует решений, которые может принять одна сторона (Вашингтон). Я надеюсь, что в следующем раунде мы преодолеем это трудное расстояние», — сказал Арагчи.

Самым большим камнем преткновения является президентский указ президента Дональда Трампа за номером 13876 о введении санкций против верховного лидера Али Хаменаи, министра иностранных дел Мухаммеда Завада Зарифа и верховного судьи Ибрагима Раиси и их ближайшего окружения.

Иранская делегация считает, что санкции против Али Хаменаи и его канцелярии будут сняты в рамках соглашения о возобновлении ядерной сделки от 2015 года, и американская делегация понимает, что возобновление договора «неизбежно приведет к снятию этих санкций».

Иран также требует снятия санкций со Стражей исламской революции, объявленных госдепартаментом администрации Трампа террористической организацией. Это серьезное требование, и сами иранцы понимают, что Байдену оно дастся нелегко. «Снятие санкций с КСИР будет дорого стоить администрации Байдена, и это не та уступка, на которую Вашингтон может пойти с легкостью». Соответственно, Иран настаивает, чтобы КСИР больше не считался террористической организацией.

Сторонники Трампа считают, что это было продуманное решение, максимально затрудняющее возобновление ядерной сделки, ибо отрицать причастность КСИР к террористической деятельности не может ни Байден, ни Блинкен.

У нас остается одна надежда не на безмерно гибкую администрацию Байдена, а на непреклонность Тегерана. Рафаело Мариано Гросси, глава МАГАТЭ, сообщил итальянской прессе, что, по его мнению, никакого соглашения до вступления Раиси в должность президента заключено не будет. Верховный комиссар ЕС по внешней политике Йосеп Борелл Фонтелье приветствовал «прогресс, достигнутый в последние недели» несмотря на то, что нам еще предстоит принять «трудные решения» и призвал «в связи с президентскими выборами к выполнению Ираном своих обязательств».

Собственно, мы являемся свидетелями еще одного мертворожденного «мирного процесса», хотя в отличие арабо-израильского конфликта, нам противостоит не террорист с поясом смертника, а целое террористическое государство ядерной бомбой. , , , , , , , , ,

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктория Вексельман

Все публикации этого автора