Встреча через тысячи лет

С тех пор как после разрушения Храма произошло трагическое рассеяние евреев по всему миру, относительно небольшая ветвь еврейства, которая впоследствии стала называться бухарской, оказалась оторванной от основного потока и расселилась на обширных просторах Центральной Азии. Почти полная изоляция бухарских евреев от больших еврейских центров Европы не сказалась отрицательно на сохранении веры отцов, несмотря на сложные, порой драматические события. Изоляция привела к созданию своей собственной культуры, национальной самобытности, основанной на законах и учении, которые они привезли с собой из Эрец Исраэль. Какой мощной должна быть духовная сила народа, который в столь сложных условиях на протяжении тысячелетий сумел сохранить историческую память, сберечь древние святые принципы и надежду на возвращение на свою историческую родину и воссоединение со своим народом!

Столь длительная изоляция бухарских евреев привела к тому, что история этой уникальной общины и сама община были почти неизвестны остальному миру, в том числе евреям из других стран.

Когда в 70-е годы прошлого столетия я предпринял туристическую поездку по древним городам Узбекистана — Ташкенту, Самарканду, Бухаре и Хиве, то, как и большинство жителей европейского региона, полагал, что бухарские евреи — это еврейская община, живущая только в Бухаре. С этим скудным историческим багажом я с трудом отыскал в старом районе Бухары синагогу в надежде, что я смогу заглянуть в загадочную историю неизвестных братьев.

Даже после знакомства с бедными старыми районами Самарканда улица, на которой находилась синагога, поражала. По обе стороны кривой и узкой улочки, по которой едва могли разминуться две арбы, шел высокий, сплошной глиняный забор со встроенными дверями, которые вели в дворики. В дальних углах дворов стояли возведенные из глиняных блоков с соломенной арматурой жилые домики. В таком неказистом сооружении размещалась синагога. Небольшое помещение и бедное убранство, точнее отсутствие убранства, удручали. В синагоге меня встретил довольно пожилой служка, вручивший мне видавшую виды тюбетейку. Он был один. Я представился на идиш и на русском. Идиш он не знал и с трудом понимал русский. И все-таки мне удалось у него узнать, что в Бухаре живут много (?) евреев, сколько, он не знал, что в городе есть еще одна синагога, большая и красивая, которую на праздники посещает молодежь, что в его синагоге хранится старинный свиток Торы, а миньян состоит из стариков.

Первое удручающее впечатление изменилось, когда я вспомнил, что в областных городах Украины с относительно большим еврейским населением нет синагог, а свитки Торы конфискованы государством. Так началось мое знакомство с историей бухарских евреев. Я не мог тогда представить, какая увлекательная, богатая, необычная и драматическая история меня ждет.

По одной из исторических версий дата рождения еврейской общины в центральной Азии, которая впоследствии получила название «Бухарская», — 722 г. до н. э., по другой версии, это 520 г. до н. э. О древнем происхождении бухарских евреев свидетельствуют археологические раскопки в городах Мары и Байрам-Али, обнаруживших остатки синагоги и предметы с древнееврейскими письменами.

Большой приток евреев в районы, через которые пролегал Великий шелковый путь из Китая в Европу, произошел во II веке до н. э. Еврейские купцы играли большую роль в торговле шелком и в экономическом развитии региона в течение семнадцати веков. Торговля соединила мусульманский восток с христианским западом. Эту историческую миссию забывают, как пытаются забыть, на какой основе возникли христианская и мусульманская религии. В те древние времена начала формироваться своеобразная культура бухарских евреев. Получила развитие наука и литература на языке фарси, который окончательно сформировался в VIII веке н. э.

Понятие «бухарские евреи» возникло во времена Тимура. В тот период центром еврейской жизни Центральной Азии был город Самарканд. После завоевания Бухары, Тимур приблизил к себе представителей еврейского населения, предоставил общине разные привилегии, а вся еврейская община Средней Азии получила название Бухарской.

После смерти Тимура и вторжения кочевников в Центральную Азию Великий шелковый путь потерял свое значение и «растворился» в песках, через которые он пролегал. Для бухарских евреев наступили тяжелые времена. Несмотря на ограничения в правах и попытки навязать чужую веру, бухарская община стоически выдержала насилие, сохранив свои духовные завоевания.

Двухтысячелетняя изоляция бухарских евреев от евреев Европы обедняла обе ветви мирового еврейства, каждая из которой была лишена огромного исторического, духовного и культурного опыта братьев по вере и историческим корням. Встреча через тысячи лет показала, что на этом невероятно долгом пути мы не растеряли объединяющего нас начала. В истории нет другого народа, который бы выдержал подобное испытание.

В ХVII веке община значительно выросла за счет иммиграции евреев из Афганистана, Ирана, Турции, Палестины и даже Йемена. К моменту завоевания Центральной Азии Россией бухарские евреи жили почти во всех городах обширных колоний. Они были наделены большими правами, чем евреи других регионов России. Это способствовало развитию экономики края. Ими были построены фабрики, они владели банками, землей, расширилась оптовая торговля. В городах функционировали синагоги, еврейские школы.

После октябрьского переворота имущество бухарских евреев было конфисковано советской властью, многие бухарские евреи стали узниками ГУЛАГа. В 1938 году были закрыты школы, газеты, театры. Возможность получить образование в среднеазиатских республиках не была ограничена: существовала большая потребность в квалифицированных специалистах. Бухарские евреи выдвинули из своей среды крупных специалистов и ученых, обогатили литературу и искусство.

Усиление государственного антисемитизма в СССР привело к ограничению прав бухарских евреев в республиках Средней Азии. Взаимоотношения между бухарскими евреями и населением республик оставались вполне удовлетворительными. В период «перестройки» открылись театры, культурные центры бухарских общин. С развалом СССР в бывших республиках Средней Азии усилилось влияние мусульманских экстремистов. Националистические тенденции, гражданская война в Таджикистане породили иммиграцию бухарских евреев.

В конце ХХ века бухарская община практически впервые за долгие тысячелетия покинула Среднюю Азию. Это уникальное историческое явление. В разных странах в настоящее время проживают более 200.000 бухарских евреев. Из них около 100.000 — в Израиле и примерно 50.000 — в США, а в странах Средней Азии всего около 10000.

Бухарская община Америки

Иммиграция положила конец тысячелетней изоляции, но компактное проживание бухарских евреев сохранилось. Новый исторический этап бухарской общины, прибывшей в Соединенные Штаты, начался с района Форест-Хиллс Квинса. Как складывается жизнь общины в новых условиях? Американский плавильный котел прежде всего вовлек молодое поколение. Несмотря на исторические традиции и небольшой срок пребывания в Америке, молодежь испытывает большое влечение к американскому образованию, культуре и образу жизни. Это началось еще в советский период, процесс «культурной ассимиляции», без которой немыслима была карьера, и в сознании молодежи советская система казалась долговечной. На этот процесс сильно повлияли контакты с ашкеназскими евреями во время массовой эвакуации в период Второй моровой войны.

Вместе с тем глубокие исторические корни бухарских евреев оказались сильнее окружающего влияния. Это помогло все-таки сохранить их духовный и своеобразный культурный облик. В отличие от ашкеназских иммигрантов, утративших язык и культуру на идиш, бухарские евреи сохранили язык фарси и свою культуру. Их, к счастью, не коснулся советский атеизм. Как относительно малочисленная община могла создать яркую и своеобразную культуру в условиях многовековой изоляции и тяжелого пресса многочисленных азиатских народов и верований? Такой цементирующей силой, укрепляющей дух и связь со своим рассеянным народом, является древняя сила веры.

Велики успехи бухарских евреев в экономике. Ими созданы многочисленные успешные бизнесы. Уникальным является активное участие в ювелирном бизнесе на 47-й улице Манхэттена. За короткое время были созданы театральные, музыкальные и иные творческие коллективы бухарских евреев. Высокие художественные достоинства коллективов заслужили признательность американских зрителей. Любители изобразительного искусства США знакомы с творчеством художника Рубена Борэ.

Община свято соблюдает еврейские традиции, создала свою синагогу и культурный центр, один из красивейших в Квинсе. О высоком духовном авторитете бухарских евреев среди народов, рядом с которыми они жили в странах Центральной Азии, является уникальное явление спонсирования общественной деятельницы из Казахстана Куляш Алтынбаевой нового свитка Торы для бухарской общины Квинса. Отрадное явление — самый низкий уровень ассимиляции наряду с ортодоксальными общинами США.

Его ежегодное участие в международной выставке ЭКСПО стало заметным явлением в художественной жизни Манхэттена. Его эпические полотна на темы нашей древней истории заслужили высокую оценку Любавичского Ребе, который благословил художника и сказал ему: «Чем больше будешь работать, тем больше будет тебе помогать Б-г». Издание своей газеты, исторической и художественной литературы вносит большой вклад в сохранении и развитии уникальной культуры.

Еще мне хотелось бы сказать, какие это красивые люди — бухарские евреи, дети с огромными искрящимися глазами, старики, похожие на пророков. А о красоте бухарских женщин можно говорить бесконечно.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора