Хотя Ханука у нас закончилась, но в ее истории содержится еще одна важная и актуальная идея. Греческий галут — это было первое столкновение культур, где евреям противостоял народ, которому было что предложить в интеллектуальном плане.
На поверхностном уровне — влиянием было то, что многие евреи увлеклись греческой культурой. Кстати, одной из особенностей греческого «товара» была удачная «рыночная технология» — яркая «упаковка». Вся греческая эстетика работала на то, чтобы греческий «товар» был привлекательным и хорошо продавался.
Но у всей этой ситуации была гораздо более важная и глубокая задача — вызов всей еврейской системе.
Еврейская история состоит из двух глобальных этапов: пророков и мудрецов.
Эпоха пророчества позволяла евреям все сложные вопросы переадресовывать через пророков к
Вс-вышнему. Был глубокий духовный опыт, но не было стимула к интеллектуальному развитию (есть доступ к готовым ответам).
И когда после разрушения Первого Храма от народа постепенно ушло пророчество, необходимо было развить более «продвинутую» функцию — самостоятельного (без подсказок «свыше») вывода, которым должны были заняться мудрецы.
Существует известный феномен, называемый конкуренцией. Чтобы система начала производить не просто товар, а хороший товар, необходимо, чтобы на рынке появился товар конкурирующий (греческая мудрость). И тогда в системе появляется стимул развить свое — в ответ на вызов извне.
И появление эллинизированных евреев — свидетельство временной победы на нашем «рынке» чужого «товара».
Т. е. с одной стороны, греческий галут — стал серьезным искушением для народа в виде чуждой интеллектуальной среды. Но с другой стороны, он же дал толчок и стимул еврейской интеллектуальной элите — на развитие еврейской мудрости.
Основой еврейского процесса вывода мудрости являются споры, наличие пар мудрецов, которые в дискуссиях порождают истину, освещая разные ее грани. Самой знаменитой парой были Гилель и Шамай.
И, наконец, продолжение этой истории. Греки через много столетий «спровоцировали» Рамбама. В то время греческие тексты стали массово переводить на арабский язык. И евреи, жившие в арабских странах, снова увлеклись ярким наследием греков.
Это простимулировало Рамбама написать важнейшую книгу «Морэ Невухим» — «Учитель (или путеводитель) растерянных», в которой он блестяще развил и разъяснил многие еврейские идеи. В том числе и опираясь на использование подходов Аристотеля, которого он уважал.
Спроецируем эту ситуацию на сегодняшний день.
В первой половине ХХ века евреи стали уходить от традиций в различные «измы». Величайший мудрец рав Кук осмыслил ситуацию следующим образом. Чем больше появляется в мире «измов», которые увлекают (и оттягивают) на себя евреев, тем больше возможностей для нас:
а) увидеть в «изме» важное начало, содержащее аспект истины (на которую среагировали еврейские души);
б) вычленив этот аспект истины, найти ее в потенциальном виде в Торе;
в) развить этот аспект кошерным образом изнутри Торы так, чтобы иудаизм получил благодаря этой ситуации новое «измерение» — абсолютно кошерное, чрезвычайно важное и актуальное.
Так с помощью «внешнего вызова» Вс-вышний ставит перед евреями эту задачу.
И цель современных еврейских мудрецов — увидеть, куда ушли еврейские души. Вычленив, развив это в своей системе на базе Торы.
А пока иудаизм не среагировал на ситуацию правильно, происходит процесс оттока евреев.
Правильно среагировав на этот урок Хануки (в духе идей рава Кука), мы обогатим и Тору, и еврейский народ. И появление идей в психологии — понятие подсознания, НЛП, телесно-ориентированная терапия, идеи Юнга, Франкла, Ассаджоли, Перлза и многих других, увлечение восточными системами (йога, медитация, и новые хай-тек технологии) должны простимулировать иудаизм к развитию, сохранив его классическую составляющую.
Мы в наших статьях разбирали, например, как шаббат, еврейская молитва или благословение перед едой могут наполниться медитативными компонентами.
Такая система будет более чем конкурентоспособной в современном мире и при этом кошерной, актуальной и привлекательной.
Именно этого хочет от нас
Вс-вышний, не случайно посылая в мир новые вызовы (challenges).