«Но разведка доложила точно…»

Доклад американских разведслужб об иранской ядерной программе обрушил всю годами формировавшуюся американскую внешнеполитическую стратегию. В какой стране такое было бы возможно? Ни в какой! А вот в Америке — пожалуйста! Правительство говорит одно, а его же разведслужбы — другое. Причем, не в секретной комнате шепотом, а в открытой печати. Нонсенс. Пожалуй, что-то здесь не так. Но что бы это могло значить?

Предположим, наши лазутчики что-то про Иран разнюхали и доложили по инстанции руководству для принятия мер. Руководство в обстановке строгой секретности оценивает полученную информацию и думает, как бы получше ее использовать. Как использовать — это уже не дело разведки. Она, ориентированная руководством на дальнейшие поиски, уходит в свои сферы, где действует тайно и молча. Для пристающих к разведорганам журналистов, пытающихся что-то сенсационное выяснить, один стандартный ответ: никаких комментариев. А если те сами что-то придумают, то ни подтверждения своей версии не получат, ни опровержения. Таков у разведорганов статус, пора бы понять: они информируют правительство, а не СМИ.

Впрочем, всякое бывало. Помните, читатель, как нам после 9/11 то и дело объявляли изменение цвета опасности с желтого на оранжевый? Мотивировали это тем, что, по данным разведки, ожидался подрыв террористами, например, моста в Калифорнии. Я недоумевал: зачем это объявляют? Чтобы террористы знали, что в их среду внедрены наши осведомители? Чтобы они успели выбрать для диверсии другой объект? Если уж наша разведка узнала что-то о готовившемся подрыве моста, так не лучше ли было бы потихоньку усилить там наблюдение и охрану, а террористам, если за ними действительно следили, устроить ловушку и схватить еще на дальних подступах? Объявлять же во всеуслышание — зачем?

Вот и сейчас — зачем было американской разведке объявлять, что Иран в 2003 году остановил разработку ядерного оружия? Если только для того, чтобы уличить Иран в том, что до 2003 года он этим тайно занимался, то напрасно ждать от Ирана признания. Признания не будет, зато откровение американской разведки уже использовал Ахмадинеджад, объявив его на многотысячном митинге в Тегеране очередной победой Ирана. Ему, значит, американская разведка своим докладом угодила, а своим? «Доклад американской разведки, утверждающий, что Иран прекратил работу над ядерной программой четыре года назад, создал проблемы для Джорджа Буша и ввел в замешательство союзников США», — заявил министр обороны США Роберт Гейтс.

Проблемы для Джорджа Буша? А кому же это выгодно их создавать? Кто же так постарался? «Многие лица, причастные к составлению доклада Национальной разведки, являются не профессиональными разведчиками, а беженцами из Госдепартамента (поясню: из Госдепартамента времен клинтоновского правления, исповедующими установки Демократической партии — С. И.), которых взяли в новое центральное административное ведомство — отдел директора национальной разведки. Эти чиновники пять-шесть лет тому назад милосердно оценивали ядерные амбиции Ирана; теперь же они излагают эти оценки с таким видом, словно на них снизошло откровение свыше. В действительности это те же самые предвзятые, политизированные мнения, которые они отстаивали и раньше, но перелицованные в форме оценок разведки».

Я процитировал мнение известного американского дипломата Джона Болтона, бывшего представителя США в ООН, утверждению которого в этой должности почему-то противилась Демократическая партия. Статья Болтона опубликована в газете The Washington Post. «Слишком многие представители разведывательного сообщества, — пишет он, — занимаются формулированием политического курса, а не аналитической работой, присущей разведке, и слишком многие конгрессмены и журналисты этому рады».

Интересно, что в докладе 2005 года американская разведка утверждала, что Иран продолжает работы по созданию ядерного оружия. Почему же теперь «отбой воздушной тревоги»? «Смена отношения разведки США к Ирану, — сообщает британская The Guardian, — связана с иранским телефонным разговором, который удалось перехватить британскому Штабу правительственной связи». Что за разговор, не сообщается. Почему ему можно верить? А если британцам в Иране специально подсунули дезинформацию? И не ее ли имел в виду президент Буш, объявив, что решение изменить оценку ситуации связано с каким-то «важным открытием»?

«На брифинге, касавшемся основы для данного доклада, — цитирую Болтона, — сотрудники разведки сообщили: согласно их выводам, маловероятно, что информация, на которую они опираются, является дезинформацией. Такие выводы нельзя назвать четкими научными заключениями. Одно противоположное мнение исходило от крайне неожиданного источника — сотрудника МАГАТЭ, слова которого процитировала The New York Times; он сказал: «Мы настроены более скептично. Мы не принимаем американскую оценку всецело. Мы не столь великодушно относимся к Ирану». Когда МАГАТЭ дает более жесткую оценку, чем наши аналитики, можно дать голову на отсечение, что кто-то протаскивает тут свои политические цели».

Возможно, что в 2003 году Иран действительно на некоторое время замер. «Единственным событием в 2003 году, которое могло повлиять на Иран, — считает Болтон, — было наше вторжение в Ирак и свержение Саддама Хусейна, — то есть далеко не дипломатический балет». Но сколько длилось то оцепенение, никто не знает: может быть, месяц, может быть, полгода. Во всяком случае, верить в то, что Ахмадинеджад отказался от идеи вооружиться ядерными боеголовками, нет ни малейших оснований.

Однако намерению США провести в Совете Безопасности ООН решение об ужесточении санкций против Ирана теперь уже, видимо, не будет поддержки даже от союзников по НАТО, не говоря уже о традиционных оппонентах, устами министра иностранных дел России давших знать, что «Совет Безопасности должен принять к сведению содержание доклада».

Хотя президент Буш продолжает считать, что Иран, несмотря на новые данные, остается угрозой миру, тон его заявлений сменился. «Иранская сторона может… сесть за стол переговоров, или она может продолжать идти по пути изоляции, который не отвечает интересам иранского народа» — это уже не прежний его решительный тон. К тому же, я думаю, заслуживает внимания подчеркнуто уважительное отношение к последнему докладу разведки, который, казалось бы, ему не на пользу: «Я высоко ценю работу нашей разведки, которая помогает нам лучше понять прошлую и нынешнюю деятельность Ирана в ядерной области. Предоставленная ею информация играет ключевую роль в улучшении нашего понимания проблемы и помогает нам вырабатывать обоснованную политику». Что-то здесь не укладывается в логические схемы, и повороту курса трудно найти логическое объяснение.

Возможно, в верхах американской администрации пришли к выводу, что по вопросу ужесточения санкций против Ирана сопротивление России и Китая в Совете Безопасности непреодолимо и дальнейшие усилия Соединенных Штатов в этом направлении бесполезны. Более того, настойчивость в стремлении сломить сопротивление России и Китая имеет негативный аспект в том, что в противовес Америке они получают стимул к взаимному сближению, а это как раз то, чему из важнейших геополитических соображений необходимо всеми возможными методами противодействовать. Грубо говоря, черт с ним, с Ираном!

Левая европейская пресса выражает восторг. «Для России и Китая — констатирует итальянская газета La Republica, — доклад стал подтверждением того, насколько верной была их прагматическая линия… В любом случае, катастрофический сценарий — иранская бомба или бомбардировка Ирана — в одночасье перестал существовать. Апокалипсис отменяется».

Полагаю, это деланная, ничем не оправданная эйфория.

Испанская El Pais: «Доклад американской разведки по Ирану — очередной удар для Буша и его неоконсерваторов… В докладе Национальной разведки по Ирану содержатся только выводы, но их достаточно для пересмотра международной оценки ситуации в Иране. В первую очередь, он знаменует собой еще один успех МАГАТЭ — и, прежде всего, директора агентства Мухаммеда аль-Барадеи, затравленного и оклеветанного неоконсерваторами в последние месяцы, — так как совпадает с его оценкой гипотетической иранской военной ядерной программы. Кроме того, он принесет облегчение обладающим правом вето в Совете Безопасности России и Китаю, ведь они подвергались постоянному давлению со стороны Вашингтона с целью убедить их поддержать новые санкции против Тегерана. Он откладывает вероятность американской атаки на иранские ядерные объекты, по крайней мере на оставшийся год президентства Буша, а возможно, и гораздо дальше».

Одну фразу из заключения испанской газеты выделю отдельно: «Спор о международной безопасности в связи с Ираном достанется в наследство следующему президенту США». Похоже, что именно так и будет. Вот я и думаю: публикация удивительного доклада разведки — не нарочитая ли это акция, целью которой является отсрочка трудного и опасного решения остановить Иран? Бушу и без того для президентства очень нелегкое время досталось, пусть Ираном займется кто-то другой.

Немецкая Der Spiegel: «Президент России Владимир Путин может тихо злорадствовать: американские спецслужбы пришли к выводу, что Иран не работает в настоящий момент над программой по созданию ядерного оружия. Это соответствует данным российской внешней разведки, в которой некогда работал и сам Путин… В Пекине также вздохнули с облегчением после публикации фрагментов доклада американских спецслужб относительно ядерных планов Ирана. Давление, которое вынуждало Пекин голосовать против союзника Ирана в Совбезе ООН либо, в противном случае, иметь дело с гневом Запада, китайское руководство больше испытывать не будет».

Итак, все успокоились, все довольны, а президент Ирана особенно: тысячи центрифуг теперь уже в безопасности будут обогащать уран до оружейного уровня, ракеты уже наготове, «цели ясны, задачи определены». И похоже, что отныне никого, кроме Израиля, это уже всерьез не беспокоит. Не исключено, что даже в США для кого-то предпочтительна ситуация, когда ядерные амбиции иранских аятолл останутся только проблемой Израиля. Как гласил лозунг, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Иначе говоря, можно предположить даже и то, что публикация доклада — это антиизраильская акция.

«Возможно, — говорится в редакционной статье израильской газеты «Гаарец», — отчет отразится на политике США, которые могут смягчить давление на Иран. Скорее всего, аналогичным образом поступит и Европа. Но лидеры Израиля должны понимать, что эта «мягкость» таит в себе угрозу нашему существованию… До тех пор, пока Ахмадинеджад открыто угрожает Израилю, нам совершенно неважно, что думает американская разведка о ядерном потенциале Ирана… Израиль может превратиться в «зануду», после того как американская разведка успокоила весь мир. Но мы — единственные, кому успокаиваться нельзя ни в коем случае!».

По сообщению лондонской Daily Telegraph, Рон Прозор, один из ведущих экспертов по ядерной программе Ирана, недавно назначенный послом Израиля в Великобритании, «выразил удивление по поводу последнего прогноза разведки США… В Израиле есть убеждение, что иранцы продолжают разрабатывать ядерное оружие… Тегеран в силах обогатить достаточно урана, чтобы к 2009 году изготовить атомную бомбу». «Израильский посол, — пишет газета, — не исключает удара по ядерным объектам Ирана».

Очень печально, если ООН и мировое сообщество от решения этой проблемы устранятся, и только Израиль в порядке самообороны будет вынужден нанести этот удар своими силами, заодно спасая всех, но и лицемерно всеми осуждаемый, как уже было после бомбардировки в 1981 году атомного реактора в Ираке.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 thought on “«Но разведка доложила точно…»

  1. Как бы международная политика разных стран не менялась, какие бы угрозы на мировой арене не возникали, евреи (то бишь Израиль) всегда будут виноваты. Оборона Израиля — обеспечение существования страны, договоры о ненападении — только на бумаге хороши.

Comments are closed.