Дела домашние

Герой статьи был домоседом — всю жизнь (с 1235 или 1245 по 1310 годы) он провёл в красавице-Барселоне, не выезжая надолго. С 20 лет трудился Главным раввином города, руководил ешивой, где прежде учился сам и из которой вышли духовные лидеры следующего поколения. Был крупным коммерсантом, благо расположение города при Средиземном море и реках Бесос и Льобрегат торговле способствовало. Фактически признан главным раввином Арагона и всей Испании, а когда еврейская жизнь оказалась парализована преследованиями во Франции и погромами в Германии — всей диаспоры. Главным прижизненным трудом стала «Книга дома», собравшая и интерпретировавшая законы, связанные с ведением еврейского дома. Земляк рав Аарон а-Леви возразил публикацией с ироничным названием «Починка дома» — и ответ автора прозвучал: «Охрана дома». В общем, «дела домашние»… Из трудов его особенно популярны ответы на многочисленные вопросы, которые сыпались со всех концов еврейской ойкумены — более 3000 респонсов. Особенность этих респонсов — обстоятельность и подробность. И — спорность авторства. Принято считать, что немало ответов Рамбана принадлежит его перу, зато часть приписываемых ему респонсов — дело рук его ученика Ритвы (а некоторые комментарии Ритвы есть плод трудов его наставника).

Детали юности рабби Шломо бен Авраам-Адерет (Рашба) неизвестны. Учился он у величайших — рабейну Йоны Геронди (примерно 1200-1263) и Рамбана (1194-после 1270), последний посвятил Шломо в тайное учение. Широчайшие познания, эрудиция и глубокий аналитический ум были столь несомненны, что его, 20-летнего юношу, выбрали главным раввином города, славившегося мудрецами!

Рашба пробыл главным раввином примерно полвека, во времена отнюдь не «вегетарианские». Реконкиста шла полным ходом, росла роль католического духовенства и его влияние на умы, нередко толкавшее массы к фанатизму; города и крестьянские общины получали суверенные права. При внешних военно-политических успехах христианские королевства Испании сотрясались внутренними смутами, параллельно им шли «высокие игры» между монархами и папским престолом; папы натравливали на Арагон французских принцев (и вообще суверенов друг на друга по принципу «разделяй и властвуй!»), морские и сухопутные битвы следовали одна за другой. Короли порой отпускали поводья, нуждаясь в помощи феодалов и населения, дошло до того, что в 1287 году Альфонсо III Арагонский даровал подданным право… восставать против себя при нарушении их прав! Барселона стояла в центре перипетий; в частности, отсюда в сентябре 1269 года вышел в провальный 8-й крестовый поход флот; здесь в 1263 году, пред очами великого короля Хайме I, состоялся знаменитый диспут Рамбан-Пабло Христиани…

Еврейский квартал в Барселоне
Еврейский квартал в Барселоне

А миролюбивый коммерсант, глава ешивы, книжный мудрец и тайнознатец, характер которого современники описывали как: «очень скромный, сердечный и чувствительный», крепко держит в руках управление колеблющимся морем еврейских общин. И успешно, сколь это возможно, оберегает народ от преследований, клеветы и миссионерских посягательств. Ему иногда приходилось принимать крутые меры ради «упорядочивание еврейской жизни»; так, предложенный в 1303 для ограждения неокрепших умов от агрессивной пропаганды и заманчивых веяний херем (отлучение) «тем, кто, не достигнув 25-летнего возраста, будет изучать греко-арабские книги по философии и наукам, за исключением медицины и астрономии» вызвал яростные споры даже в собственной общине… Вот любопытный пример его взвешенного подхода: он исключил из запрета написанные по-арабски труды рационалиста и энциклопедиста Рамбама, поскольку «они необходимы для постижения медицины и философия Рамбама не уведёт юношей от Торы». Хотя сам Рашба, — конечно, с подчёркнутым пиететом, критиковал идеи Рамбама из «Путеводителя заблудших»!

Вероятно, устойчивость раввинского трона мудреца обязана в первую очередь его моральным качествам: он пользовался глубоким уважением не только у соплеменников, но и у христианских соседей, а король Педро III (1240-1285), сын Хайме I, не раз присылал на его суд спорщиков, когда сам затруднялся принять решение. Вот совсем невероятный факт: как главный раввин города и фактически страны (формально должность не учреждалась), Рашба распоряжался взимаемыми с евреев налогами как на дела общинные, так и общегосударственные. До нас не дошла ни одна жалоба на него по финансовым делам — ни от соплеменников, ни от властей и соседей! В его кристальной честности никто не посмел усомниться.

Еврейский квартал в барселоне

Барселона была городом разных религий и народов, здесь осталось немало мусульман, которым короли и графы даровали привилегию жить и судиться по своим законам; здесь крепла инквизиция, руководимая в основном доминиканцами. Вдохновлённые успехами Реконкисты и убеждённые поэтому, что Всевышний «поддерживает их и толкает на благое дело», священники активно занялись крещением мусульман и евреев; с первыми дело шло успешней, часть крестившей арабской знати вошла в высшие сословия Испании. Мы же оказались крепким орешком, хотя через век тьма сгустится и, изгнанные из Испании в 1492, мы оставим в ней на травлю, поношение и в добычу инквизиции 200-250 тысяч насильно крещённых соплеменников-«маранов» («маран» по испански «свинья»).

Clip2Net Menu_210504191922gggggggg

В 1278 году появилась книга доминиканского монаха Раймунда Мартина «Кинжал веры против мавров и евреев», где обитавший в барселонском монастыре священник, знаток иврита и арабского, проявив недюжинные знания еврейских источников — Талмуда, мидрашей, философии и даже каббалы, пытался доказать, что мессианство Иисуса предсказано «Ветхим заветом» и что талмудисты извратили текст Библии. Этой книгой веками пользовались проповедники и миссионеры, популярна она в их среде по сей день. Мартин, участвовавший в диспуте Рамбана с Пабло Христиани и видевший идейный разгром последнего, а также побывав членом комиссии по «цензуре еврейских источников» и понимая их силу, готовился основательно. А, поскольку он был ведущим арагонским миссионером, «главный еврей» Рашба чувствовал себя вынужденным ответить. Вероятно, состоялся словесный диспут, но документы не сохранились, только упоминания. Вскоре Рашба выпустил небольшую брошюру, где в мягкой форме, дабы не обострять ситуацию, продемонстрировал ложность многих интерпретаций монаха.

Кстати, Мартина поныне подозревают в прямом подлоге, отрывки из мидраша «Берейшит раба», на которые он ссылался, нигде не обнаружены, хотя есть и выступившие в его защиту, в частности один из основателей «еврейского просвещения» Леопольд Цунц. Рашба же предпочёл примирительный тон и слишком острые места постарался обойти. Или цитаты он считал подлинными и ложным только толкование? Вероятно, книга «Перуш (толкование) агадот», содержащая и сведения по каббале, тоже написана равом Шломо в ответ на пропаганду Мартина. Другой апологетической работой Рашбы было «Слово об Ишмаэле» — ответ на трактат мусульманского теолога предыдущего поколения Ахмада ибн-Хазама «Религии и секты», где оспаривалась подлинность Синайского откровения и законов Моше. Обычаи в «примитивном Средневековье» были по нашим временам диковинные, тогда не только жгли и обзывались, но и пытались что-то доказать…

Ещё одной проблемой было распространение, как нередко в смутные и переходные эпохи, «чудотворцев» и «провидцев», затронувшее и евреев. Каббалист Рашба последовательно выступал против поветрия, и даже Авраам Абулафия (1240-после 1291), настоящий знаток тайного учения и создатель «пророческой каббалы», «попал под нож» — после негативного отзыва Рашбы труды Абулафии долго не преподавались в ешивах.

Перу Рашбы принадлежат комментарии к 17 трактатам Талмуда и немало других работ, в основном по алахе. Покинул мир «истый барселонец» в 1310 — в год рождения рабби Нисима бен Реувена (Рана), вскоре перебравшего в Барселону. «Солнце заходит, солнце восходит». Поныне труды Рашба — среди главных для тех, кто изучает Закон.

17a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора