Стоять у власти — что для этого нужно?

Иеуде Яаков говорит: «…тебя восхвалят братья твои!.. Поклонятся тебе сыны твоего отца» (Берешит, 49:8). Что это значит — очевидно. Иеуда будет главным среди братьев, все братья признают его первенство. Завершая благословение, Яаков говорит: «Не отойдет скипетр (власти) от Иеуды и предписание закона от потомков его, пока не придет Шило», т. е. Машиах (Берешит, 49:10). «Не отойдет скипетр (власти) от Иеуды» — цари Израиля будут происходить из колена Иеуды, от потомка Иеуды царя Давида и далее, до глав еврейского народа в изгнании, в Вавилоне, и до прихода Машиаха, царя-помазанника. «Не отойдет… предписание закона от потомков его» — из колена Иеуды произойдут и еврейские мудрецы, которые облечены духовной властью над сынами Израиля. Это тоже понятно. Но вот почему Иеуда удостаивается столь высокого статуса — это менее понятно. За что Иеуда получает власть, становится родоначальником царской династии и мудрецов Израиля?

На этот счет существует несколько мнений. Одно из них опирается на слова Яакова в стихе: «Молодой лев Иеуда, от растерзания, сын мой, ты устранился» (49:9). Что это значит? Какой поступок Иеуды здесь подразумевается?

Мы знаем, что братья приговорили Йосефа к смерти за, как им казалось, стремление узурпировать власть в семье и тем помешать созданию еврейского народа. Иеуда не дал осуществиться этому приговору. Не споря с братьями и не вступая с ними в открытый конфликт, он сказал: что нам пользы от этого убийства? Мы судили Йосефа, мы приговорили его к смерти, но ведь нам придется скрыть его кровь. А суд, который не берет на себя ответственности за выполнение своего приговора, не может быть судом. Так что, если мы можем достичь той же цели (разрушить «козни» Йосефа), не убивая, то лучше не убивать, а продать его в рабство. Так Иеуда спасает жизнь Йосефу.

Есть мнение, что Иеуда удостоился чести стать основателем царской династии за его поступок с невесткой Тамар. Тамар, вдова одного из сыновей Иеуды, вышла замуж за другого его сына и также овдовела. Детей у нее не было, Иеуда обещал взять ее в жены третьему сыну, но не выполнил обещания. Встретив Тамар на перекрестке дорог (где Тамар оказалась не случайно), не узнав ее и приняв за блудницу, Иеуда отправился к ней. Тамар забеременела, и об этом все заговорили. Иеуда, глава колена, человек очень высокого общественного положения, публично признал себя отцом будущего ребенка.

Итак, причины были. Возникает вопрос: можно ли считать, что Иеуда получает право на царствование в награду за эти поступки или за один из этих поступков? И если в награду, то почему именно такую? В одной из своих бесед с ешиботниками «Мира» этот вопрос задал рав Хаим Шмулевич.

Отвечая на свой вопрос, рав Хаим Шмулевич говорит: царский трон для Иеуды — не просто награда за доброе дело. Мудрецы ссылаются на его поступки не потому, что он сделал что-то хорошее и тем заслужил награду. Они ссылаются на его поступки потому, что проявленные Иеудой при этом качества соответствуют тому, что требуется от человека, стоящего во главе других людей.

Нет для человека ответственности большей, чем ответственность руководителя. Он отвечает за благополучие всех вместе и каждого в отдельности, за каждое слово, которое он произносит или не произносит, за каждое решение что-то предпринять или чего-то не предпринимать. В эпизоде, связанном с Йосефом, Иеуда проявляет безупречное чувство ответственности. Таким образом, по мнению, которое ссылается на этот эпизод, чувство ответственности — основное качество, необходимое руководителю.

И, наконец, мудрецы Талмуда, ссылающиеся на эпизод с Тамар, считают качеством, необходимым для руководителя, способность признавать свои ошибки, брать на себя ответственность за них. Помню, как рав Хаим Шмулевич говорил: мужество руководителя состоит в том, чтобы признать свою ошибку и исправить ее.

Почему это так важно? Потому что человеку, не обладающему таким мужеством, приходится, скрывая «исходную» ошибку, совершать для этого следующий неверный поступок, за ним — следующий, и так далее. И вся его деятельность превращается в нагромождение ошибок. Это справедливо для любого человека, но в случае, когда так действует руководитель, за его малодушие расплачивается все общество.

Можно сказать, что если совершенство Всевышнего состоит в том, что Он не делает ошибок, то совершенство человека состоит в том, что он способен их осознать.

В сущности, все приведенные выше эпизоды демонстрируют различные аспекты чувства ответственности, которым Иеуда обладает в полной мере. Вот почему его колено получает навеки царский скипетр, от Иеуды происходит царь Давид и в будущем произойдет Машиах.

toldot.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Рав Бенцион ЗИЛЬБЕР

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора