СИОНИСТСКИЙ ПЕРЕКРЕСТОК («Лаг Ба-Омер»)

Как за счет Пятидесятницы красиво делится еврейский год, так Лаг баОмером красиво делится сама Пятидесятница.

Семинедельная связка

Лаг Ба-Омер. Чем примечателен этот праздник? Обычно в связи с этой датой упоминаются два разнородных события, относящихся к одной эпохе: в этот день прекратился мор среди учеников рабби Акивы — горячих сторонников восстания Бар-Кохбы; а кроме того, в этот день родился и умер рабби Шимон бар Йохай.
Между тем, еще одна — дополнительная характеристика этого праздника усматривается в самом его названии — Лаг Ба-Омер – 33-й день счета омеров, т.е. усматривается в том обстоятельстве, что он привязан не к счету дней месяца ияра, а к разметке 50-ти дневного периода, связывающего Песах с Шавуотом.
Например, праздник Песах Шени празднуется 15 ияра, который является 29-ым днем счета омеров, однако никто никогда не станет его датировать таким способом. В то же время хотя костры по всему Израилю жгут в ночь на 18 ияра, никто об этой дате не вспоминает, вспоминают счет омеров – Лаг-баОмер – 33-ий день.
Что это значит? По-видимому, то, что праздник этот «служебен», что в нем важна его связующая роль между Песахом и Шавуотом, что в нем подчеркивается осмысленность самой этой связи.
В Торе сказано: «И отсчитайте себе от второго дня празднования (Песаха), от дня приношения вами омэра возношения, семь недель; полными да будут они… И провозглашайте в тот самый день: священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте; (это) устав вечный во всех жилищах ваших в роды ваши» (Ваикра 23:15-22).
Самим этим требованием — «отсчитайте» — подчеркивается особая связь между Исходом и дарованием Торы. Ведь любые праздники отстоят друг от друга на какое-то количество дней, однако никого не занимает, насколько именно. Кроме того, Шавуот именуется «ацерет Песах» (пасхальное собрание), т.е. очевидно признается завершением пасхального периода. Однако, эти концы — это начало и это завершение — символизируют два разных аспекта Израиля – Израиля народа и Израиля общины.
Еврейский народ был выведен из Египта, в течение семи недель оставался только народом (хоть и избранным), а на 50-ый день получил Тору, вступил в союз с Создателем. Таким образом, Исход явился днем рождения Израиля как народа; дарование Торы – днем его рождения как религиозной общины.
И Лаг ба-Омер отражает в себе этот дуализм. Он представляет собой некое перепутье. За три дня до Лаг ба-Омера уже была дана заповедь субботы, но весь корпус Закона будет получен на Синае, и главное, на Синае народ вступит в Союз.
Празднование Лаг-баОмера связано как с именем Бар-Кохбы, так и с именем рабби Шимона бар Йохая. Обычай жечь в эту ночь костры с одной стороны объясняется тем, что повстанцы Бар-Кохбы зажгли на вершинах холмов сигнальные огни, оповещающие о начале восстания, а с другой — тем, что перед смертью от рабби Шимона исходил свет.
А ведь в первую очередь эти исторические личности отличались как раз этими качествами: Бар-Кохба был национальным героем, дистанцирующимся от религии, о чем сообщает Талмуд: «Однажды, когда евреи шли на битву, их встретил один из старейшин и сказал: «Бог — ваша помощь». Они ответили: «Пусть Он не помогает нам, лишь бы не мешал». (Талмуд Йерушалми Таанит 4:5)
Рабби Шимон бар Йохай, автор книги Зоар, напротив, был величайшим мудрецом Израиля, постигшим последние тайны Торы.
Таким образом, Лаг-баОмер является своеобразным сионистским перекрестком, является местом встречи «хилоним» и «харейдим». Однако прежде чем рассмотреть, как это проявилось в новейшей истории, стоит обратить внимание, что 33-ий день счета омеров строго математически делит время между Песахом и Шавуотом на две трети и треть, что само по себе «красиво».

Красивая пропорция

Действительно, в живописи, в эстетике действует некое «правило третей». Это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле «золотого сечения».
Золотое сечение, в свою очередь, — это такое неравное разделение («рассечение») отрезка на две части, в котором большая его часть во столько же раз меньше целого, во сколько меньшая часть меньше большей. Пропорция эта округленно составляет 62 и 38 долей. Между тем, именно в такой пропорции делится еврейский год благодаря Шавуоту.
Приведенная выше заповедь счета омеров («до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней») имеет продолжение: «В пятнадцатый день седьмого месяца сего – праздник Кущей, семь дней Господу. В первый день – священное собрание: никакой работы не делайте. Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу; в день восьмой («Шмини ацерет») священное собрание да будет у вас» (23:5-36).
Итак, как Шавуот — это спутник Песаха, так Шмини Ацерет – спутник Кущей (Суккот), от которого отстоит на неделю.
Песах и Суккот делят год симметрично: от первого дня Песаха до первого дня Суккота проходит 177 дней и столько же от первого дня Суккота до первого дня Песаха. Между тем от последнего дня, привязанного к Суккоту – Шмини Ацерет (дня возобновления годового круга чтения Торы — Симхот Тора) до последнего дня, привязанного к Песаху – Шавуота (дня дарования Торы) проходит в среднем 220 дней.
Простой расчет показывает, что число дней от Шмини Ацерет до Шавуота в этом случае составляет 0.620… доли от еврейского лунного года. Таким образом, два распирающих годовой круг праздника Торы задают классическую формулу золотого сечения: (не високосный) еврейский год (353-354 дня) во столько раз больше периода времени от Симхат Торы до Шавуота (219-220 дней), во сколько период времени от Симхат Торы до Шавуота больше времени от Шавуота до Симхат Торы (134).
Нетрудно заметить, что децентрализация сечения годового круга, обеспечивающая в нашем случае «божественную пропорцию», достигается за счет пятидесятницы («до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней»).
Таким образом, как за счет Пятидесятницы красиво делится еврейский год, так Лаг баОмером красиво делится сама Пятидесятница.

Ночь победы

Но то, что Лаг-баОмер – это перевалочный пункт, что это — место встречи «хилоним» и «харейдим», дополнительно объясняет, почему величайший враг Израиля – Адольф Гитлер (не делавший разницы между этими крайними группами) – был повержен Богом именно в Лаг-баОмер.
Как это произошло? Исследователи обращают внимание на то, что Гитлер выбрал время своего самоубийства сознательно, что он задумал приурочить его к Вальпургиевой ночи.
Ганс Ульрих фон Кранс в своей книги «Боги Третьего рейха» пишет: «Еще одним аргументом в пользу того, что Гитлер если не полностью шел по стопам сатанистов, то был хорошо знаком и следовал обрядам этой так называемой церкви, является и тот факт, что фюрер покончил с собой в ночь с 30 апреля на 1 мая. Это Вальпургиева ночь, та, в которую нечистая сила достигает своей наибольшей мощи».
Более развернуто и обоснованно об инфернальном смысле гитлеровского самоубийства говорит Д.Х.Бреннер. «Если изучать эти последние дни, то создаётся впечатление, что Гитлер явно что-то выжидал. Фактически, единственным приказом того периода, связанным с реальностью, был тот, в результате которого у запасного выхода из бункера появилось 180 литров бензина. Они предназначались для того, чтобы сжечь в них трупы. Но выжидание было не бесконечным. Если нам, простым смертным, кажется всё равно, в какой день человеку совершить самоубийство, то для Гитлера это было не так. Он выбрал время, и ради того, чтобы смерть наступила в назначенный день, готов был даже рисковать оказаться в руках русских.
Его последний час не выглядел особенно драматично. Он пообедал и, в сопровождении Евы Браун, попрощался за руку со своими приближёнными. Затем новоиспечённые супруги удалились в свои покои. Через несколько минут Ева Браун отравилась. Гитлер застрелился.
Всё это случилось 30 апреля. Тёмный посвященный остался верен своему чёрному кредо до самого конца. Он устроил всё так, чтобы даже его самоубийство стало бы жертвоприношением силам тьмы. 30 апреля — это древний праздник Бельтан, плавно переходящий в Вальпургиеву ночь. В календаре сатанистов это, возможно, самая важная дата».
Между тем в 1945 году Вальпургиева ночь совпала с ночью Лаг-ба-Омера (до этого такое совпадение имело место в 1896 году, после того — в 1983).
Во втором издании своей книги «День шестой» я пишу: «Расчет Гитлера на чары Вальпургиевой ночи был предупрежден другим – Божественным расчетом!
Объявив Израиль своим главным врагом, Гитлер невольно оказался втянут в поле иудаизма, оказался повержен в соответствии с кодами еврейской религии.
Итак, то, что произошло в ночь на 1 мая 1945 года, явилось по существу изящной остроумной мистерией, в ходе которой костры Лаг ба-Омера поглотили пламя сатанинских костров, превратив «жертвенное» тело фюрера в одно из полен, брошенных в еврейские костры.
Лаг ба-Омер, относящийся к Пасхальному циклу, знаменовал собой победу именно этого празднества (продолжающегося до Пятидесятницы). Таким образом, именно в контексте древней Пасхальной победы уместно рассмотреть также и победу над гитлеризмом в Новейшей истории».
Книгу «День шестой» (ее второе дополненное издание) в Израиле можно приобрести в магазинах сети «Исрадон», в России в сети «Читай-город». — Электронная версия здесь

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора