Никто поделать ничего не смог…
Нет! Смог один, который не стрелял.
В. Высоцкий
Пишут мудрецы, что отправлены евреи в изгнание также и затем, чтобы «собирать там искры святости». Пиркей Авот спрашивает: «Кто Мудрец? – Кто учится у каждого». Порой даже у того, у кого нет Торы, и есть этому примеры в Талмуде. Лично меня при описании любого события или группы людей интересуют те, которые, если сказать по-еврейски, берегут Образ Б-жий, который на всяком человеке, еврее или нееврее. И вот так, перебрав кучи разного народа, удаётся подобрать драгоценные искры святости.
Недавно отпраздновали Пурим. Одним из главных действующих лиц был злодей Аман из рода Амалека. Виленский Гаон писал, что Амалек – это скорее всего Германия. Какое у меня лично отношение к немцам? Сказать коротко – я не простил. Но писать об этом своём не-прощении не буду. Просто отмечу, что для меня Германия не была вариантом иммиграции. Учитель постановил, что бичевать и критиковать не моё дело — Б-г дал мне талант, чтобы я сеял только «доброе, разумное, вечное». Ведь любое зло, включая Катастрофу, это как пылинка на дорогах Вечности.
Хочу привести реальную историю, которая случилась в Берлине в 1943 году. Привести без комментариев, без оценки, просто написать её слезами восхищения подвигом любви группы немецких женщин.
В первые дни марта 1943 года в Берлине произошло событие, в которое сейчас трудно поверить. Несколько тысяч евреев, собранных в пересылочном лагере на улице Роз – Розенштрассе 2-4 для отправки в лагеря смерти, были отпущены на свободу. Более того, 25 евреев, которых уже депортировали в Освенцим, через 2 недели были возвращены и тоже получили свободу. Освобождение заключённых не было результатом тайной операции подпольщиков. Все евреи были освобождены нацистами вполне легально и получили соответствующие справки и удостоверения. Отлаженная машина уничтожения впервые дала сбой, приговорённые к смерти остались жить. Многие из этих людей увидели конец фашизма. Некоторые живы и сейчас. Что же вызвало такую реакцию? Немецкие женщины, вышедшие замуж за евреев, не испугались угроз вооружённых эссесовцев, проявили истинное мужество и бесстрашие.
Немецкие женщины прошли длинный путь испытаний. Долгие годы они сопротивлялись настойчивым попыткам властей добиться развода с евреями. Своей стойкостью эти женщины спасали супругов. Развод означал для еврея немедленную депортацию и неминуемое уничтожение. И женщины, протестовавшие на улице и требовавшие вернуть своих любимых, оказали более сильное воздействие, чем кто-либо на свете.
История спасения евреев на Розенштрассе не только уникальна, но и поучительна. Она заставляет задуматься над моральными проблемами, которые не потеряли актуальность и в наши дни. На улице Роз Берлина стоит памятник, и это пример всем. И может быть, единственная причина, по которой я хотел бы поехать в Берлин, это положить цветы к этому памятнику.
«Мир был болен, точней, ужасен—
Бойней, пламенем изувечен,
А по улице Розенштрассе
Шла колонна немецких женщин.
И они не страшились смерти,
И они не страшились наци,
Зная: в жизненной круговерти
Нет плохих и хороших наций.
Да святится любви величье
До последнего хрипа, вздоха! —
Женщин самых родных отличье:
Всё равно, какова эпоха»
(Игорь Хентов)
Меир Марат Левин, я полностью поддерживаю вашу точку зрения. Будучи в Берлине, обязательно посетите музей Холокоста, в дополнении к улице Роз.