Тора — учебник по еврейской конфликтологии

Как правильно читать текст Торы? Один из самых мощных, хотя и непривычных современному читателю подходов — это обращать внимание на те места, которые нам кажутся наиболее «вопиющими».

Т. е. если человек, читая сюжет, воскликнет «Какой ужас!» и захочет захлопнуть книгу — это знак, что здесь сокрыты важные идеи, за которыми мы обращаемся к комментаторам. Один из самых драматичных сюжетов — это история конфликта братьев — сыновей Яакова. У этой истории — много планов и смыслов. Как говорится, два еврея — три мнения. Человек неискушенный скажет: «Как же так, почему нельзя договориться?»

Тора — учебник еврейской конфликтологии, с помощью своих персонажей она иллюстрирует нам модели взаимоотношений внутри еврейского общества.

Для этого у Яакова рождаются 12 сыновей. Число 12 (циферблат, знаки Зодиака, месяцы в году) — обозначает полноту разнообразия.

Две жены Яакова — два разных отношения к жизни. Рахель — человек действия (внешнего), Лея — более склонна к внутренней работе.

Эта ситуация запрограммировала конфликт между братьями — сыновьями от разных матерей.

Когда спорят два еврея, они (как в знаменитом анекдоте) — оба правы.

Т. е. в серьезных ситуациях нет однозначных решений (как в современном Израиле). Стороны рассматривают ситуацию с разных сторон. Оба правы, но каждый по-своему. И искусство состоит в том, чтобы совместить разные мнения и получить более глубокое понимание ситуации.

Один из вариантов спора — отношения цадика (праведника — Йосефа) и баль-тшувы (исправившихся — братьев Йосефа).

В жизни человек, сталкиваясь с испытанием, выходит на один из трех сценариев. Праведник выдерживает испытания и не ошибается.

Грешник испытание проваливает, смиряется и все больше отдаляется от праведной дороги.

Баль-тшува — человек ошибившийся, но нашедший в себе силы и мудрость распознать ошибку и, исправив ее, вернуться к правильной жизни.

Конфликт Йосефа и братьев — различие между праведником и баль-тшувой.

Если вы спросите, кто прав, праведник или баль-тшува, ответ: правы оба. В народе должен быть союз и уважение между этими двумя группами. Но это очень непросто.

Мы видим в современном еврейском религиозном мире трения между евреями, родившимися в религиозных семьях (Боро-парк и т. д.) и евреями, вернувшимися к традициям (в частности, русскоязычными баль-тшувами). Оба лагеря с недоверием смотрят друг на друга. Те, кто родились в мире традиции, смотрят на нас и говорят: «Кто вы такие? Мы вам не доверяем! Русские евреи — атеисты, они только притворяются религиозными». А мы им отвечаем: «Вам легко быть евреями. Вы родились в этом мире. А мы? Невзирая на «совковую» ментальность, мы вырвались из мира стереотипов и цинизма. И сами сознательно выбрали мир мудрости Торы! А за вас выбрали родители». У каждого лагеря есть свои заслуги и отличия от другого лагеря. И если мы волнуемся, что у нас нет простого взаимопонимания, то Тора нас учит. Сыновья Яакова показывают, как непросто и болезненно создать гармоничные отношения. Но можно. В конце концов братья объединяются — пройдя испытания и проделав внутреннюю духовную работу.

Еще одна модель — Йосеф. Он не только праведник, но он претендует на роль лидера. И Тора рисует непростую и болезненную картину формирования лидерства в еврейской общине. Особенно сложно быть лидером — среди лидеров. Как в анекдоте — про 4 миллиона президентов (израильских евреев). Поэтому Йосефа отправляют «дозревать» подальше от братьев — в Египет.

Еще одна схема: как непросто быть лидером-праведником.

В современном мире лидеру легче пробиться, если он популист. Предлагает и обещает то, что нравится народу (чтобы его выбрали), а не то, что по-настоящему может помочь делу.

Демократия — заставляет лидера оглядываться на то, что скажут массы. А праведник — всегда будет под обстрелом тех, кто хочет спокойной и сытой жизни, но не хочет прилагать серьезных усилий.

Йосефу было непросто реформировать Египет в годы голода. И ему же пришлось перевоспитывать братьев. Наконец, важнейшая линия — взросление самого Йосефа. Он начинал как ребенок-эгоист. А становится полноценным лидером, заботящимся о всей семье и о стране.

И все эти схемы собраны в историях о братьях, которые предлагает нам Тора.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора