По сей день Холокост остается самой трагической частью еврейской истории. Его страницы, пропитанные кровью безвинных жертв, привлекают внимание всех, кто стремится сохранить память об этих событиях, об этих жертвах. И привлекают внимание тех, кто стремится обратить внимание на причины, приведшие к трагедии, и на все современные угрозы возможного повторения подобного с любым народом.
Некоторые страницы истории Холокоста ежегодно перелистываются нами в Дни памяти, обозначенные на календаре 27 января как Международный день памяти жертв Холокоста, 29 сентября как День памяти жертв Бабьего Яра и в памятные для разных городов и местечек даты расстрелов.
Но для большинства людей памятными местами и символами Холокоста остаются Бабий Яр и Освенцим. При этом есть немало мест, на которых разыгрывались события, сопоставимые по своему масштабу с трагедией в Бабьем Яре. Одно из них – с. Богдановка Николаевской, а во время войны – Одесской области. На окраине этого села размещался лагерь, в который сгоняли евреев Одесской, Винницкой, Николаевской областей, Молдовы, Румынии. То есть, с оккупированной территории, отошедшей под контроль Румынии и названной Транснистрия.
Холокост на этой территории недостаточно исследован по разным причинам. Существующая проблема связана с тем, что тема Холокоста в Транснистрии находится в незаслуженной информационной тени. Попыткой обсудить эту проблему стал круглый стол «Транснистрия. Кровавые страницы трагедии», который был проведен 21 декабря 2020 в онлайн формате. Дата была выбрана неслучайно. В этот день в 1941 году в лагере уничтожения Богдановка начались массовые расстрелы евреев.
Круглый стол был организован николаевским обществом еврейской культуры, вёл его Михаил Гольденберг. Обсуждение собрало авторитетных специалистов с многолетним опытом исследований в данной области, в числе которых: доктор исторических наук заместитель начальника Управления архивов Украины Лариса Левченко, ученые из Израиля (советник генерального директора Яд ва Шем Татьяна Манусова, кинодокументалист Борис Мафцир и доктор Арон Шнеер), историки и краеведы из Украины – кандидаты исторических наук В.Щукин, П. Козленко, Н. Сугацкая, М. Ласинская. Почетное место среди приглашенных заняли бывшие узники – Р. Шварцман и спасшийся узник Богдановки, соавтор данной статьи М. Быков.
Уникальность этого круглого стола онлайн в том, что его участники коснулись вопроса, который фактически не поднимается на научных и общественных слушаниях, в многочисленных публикациях по исследованиям различных проблем истории Холокоста. Есть общеизвестные места трагических событий, связанных с геноцидом евреев в годы Второй мировой войны. Есть масса ссылок на результаты проведенных исследований в этих местах и по этой тематике. И любое упоминание Холокоста ассоциативно связывается чаще всего именно с этими местами – с Освенцимом и Бабьим Яром – от трудов профессиональных ученых, историков, краеведов до школьных, ученических эссе, рефератов и статей. И эти, непрерывно упоминаемые при обращении к теме места, ставшие синонимами трагедии, затмили собой большую по площади и по масштабам человеческих жертв территорию Транснистрии и крупнейший, не только в ее границах, но и на просторах всей Восточной Европы лагерь смерти – Богдановку.
Среди поднятых на этом круглом столе вопросов прозвучала тема, связанная с одними из основных достоверных исторических источников – архивами. Этот кладезь информации содержит массу не исследованных документов по теме Транснистрии. Подобная «не исследованность» связана с их значительным объемом, с недостатком исследовательских проектов и самих исследователей, занимающихся этим вопросом. Именно о недостаточных масштабах исследований по теме Транснистрии как о причине угрозы забвения этой трагедии говорили участники круглого стола. Но есть еще одна причина этого, которая связана с разбросанностью архивных материалов по разным архивам Украины и зарубежья: Молдовы, Румынии, Германии. Связь с зарубежными архивами по вопросам изучения материалов юридически имеют право осуществить общественные организации, с соответствующими направлениями деятельности, закрепленными в их уставах. И здесь вновь возникает вопрос о создании инициативной группы ученых, которая сосредоточит свою деятельность на изучении темы Транснистрии и будет наделена правами получения информации из зарубежных архивов. Но в этом случае появляется проблема перевода с румынского языка, носители которого редко встречаются на территории Украины, особенно, в Одессе и Николаеве, в областных архивах, которых хранится значительное количество документов на румынском языке.
Ситуация с информационной тенью, в которой находится тема Холокоста в Транснистрии, сложилась сразу после войны. И в отличие от замалчивания этой трагедии на территории СССР, где погибшие в Шоа евреи были отнесены к общей статистике погибших и помечены стандартным термином «мирные советские граждане», именно Транснистрия и свершившийся на ее территории геноцид избежали исследований еще по одной причине. И эту причину озвучил участник круглого стола израильский кинодокументалист Борис Мафцир.
По его мнению, которое во многом разделили присутствующие, корни этой причины кроются в том, что «у этого Холокоста (в Транснистрии – авт.) нет хозяина». Бывший хозяин этой территории, находится не в Украине. А сегодня эта территория распределена по нескольким местам, кроме Украины: Молдова, Румыния и Приднестровье. И это накладывает проблематичность сведения воедино информации, которая распределена по архивам, между исследователями и соответствующими учреждениями разных стран. Необходимо учесть и неоднозначность отношения к этой теме со стороны государственных институтов Румынии, которая, кстати, с 1944 года становится союзником СССР, что еще в те годы сняло ультимативность с отношения к этой стране как к неоспоримому соучастнику в преступлениях нацизма. И здесь обсуждаемые вопросы нас вновь выводят на необходимость централизации процесса изучения темы, на необходимость создания инициативной группы, которая взяла бы на себя координацию этого процесса.
Еще одна сторона проблемы «терра инкогнита» под названием Транснистрия это попытка привлечь к ней внимание путем более активной мемориализации мест трагедии на ее территории. И эта проблема вызвана не только тем, что одной лишь мемориализации недостаточно для привлечения достойного внимания к этой территории. По мнению, высказанному тем же Борисом Мафциром, только мемориализация не вернет к достойному уровню памяти эту тему. Все монументы важны: уже установленные, старые, и планируемые новые. Важна Дорога смерти, проект мемориализации которой так и остался нереализованным, важны новые памятники на местах, где остаются просто засыпанные землей останки безвинно погибших. Когда памятники, памятные места становятся символами, они привлекают всеобщее внимание, к ним стремятся многие люди, это укрепляет память о месте и о событиях вокруг него. Такой объединяющий символ создан вокруг Бабьего Яра. Но на это ушли колоссальные средства, большие, чем на Яд ва Шем, чем на Вашингтонский музей Холокоста. Это колоссальный сконцентрированный вклад.
Судя по нынешним возможностям тех, кто заинтересован в выведении темы Транснистрии из тени, у них подобных средств нет. И для лучшего понимания всей глубины проблемы следует уточнить вопрос Памяти. То есть, памяти исторической и памяти коллективной. Профессор Авраам Инфельд из Иерусалима заметил во время своего выступления на конференции WCJCC в ноябре 2009, что у еврейского народа нет Истории, но есть Память («Мы должны помнить. Какая разница, был я на Синае или нет? Я это помню»). Разница между этими двумя понятиями в том, что история – наука о прошлом, память – это коллективный опыт. И распространяя эти, во многом универсальные формулировки на вненациональное пространство, на общие вопросы памяти, которые во многом совпадают для любого народа, следует признать, что сегодня народной, коллективной памяти о Транснистрии нет. И создавать ее путем мемориализации в понимании этого термина как создание памятников, мемориальных досок и памятных мест мало результативно. Сколько людей сегодня, завтра приедут или придут посмотреть на мемориал Дороги смерти, на памятник жертвам Богдановки? Десятки? Сотни? А достаточно ли этого для достижения нашей цели – создать об этом месте память коллективную, ту, которая при слове «Богдановка» в любом конце мира сможет вызвать конкретное обращение к трагедии Холокоста? — Нет.
Но механизмы мемориализации действуют на гораздо более широком поле, чем только создание памятников. Они играют существенную роль в формировании общего и конкретного культурного пространства. И для уточнения формирования культурного пространства, связанного с темой Холокоста, необходимо внесение в него неотъемлемой составной части, называемой Транснистрия. Возвращаясь к уже упоминаемой теме создания инициативной группы, следует уточнить, что без такого шага невозможно начинать глубокие исследования темы, невозможно скоординировать сбор и обработку информации в разных архивах, включая зарубежные. Это позволит создать информационную платформу, которую можно будет использовать для расширения информации на эту тему.
А путей расширения информации сегодня несколько. Это научные труды, которые доступны любому, но использоваться будут узким кругом специалистов. Это научные конференции и семинары, круг участников которых также невелик. Это внесение темы Холокоста в Транснистрии в учебные программы средних и высших учебных заведений, но решение этого вопроса, как и вообще вопроса преподавания темы Холокоста так и не доводится до желаемого формата и объема. Остается наиболее результативный путь – к тому пространству, которое сегодня, особенно в период карантина, стало центральным местом общения изолированных людей всех категорий, сословий, разного уровня образованности и доходов. Это интернет, ютуб, социальные сети, в которые сегодня погружен почти каждый человек.
И когда результаты работы инициативной группы по изучению Холокоста в Транснистрии, достигнув достойных масштабов, выйдут на просторы интернета, став доступными многим тысячам потребителей этой информации, то со временем можно ожидать того, что это станет частью народной, коллективной памяти. Мы вынесем эту память из своих сусек, из своего внутреннего, общинного пространства во вне, сделаем её доступной.
Но этот путь не отрицает той стороны мемориализации, которая связана с созданием памятников, мемориалов. Особенно результативной эта сторона сохранения памяти может стать при создании музеев – стационарных и виртуальных. Но эта тема требует отдельного подробного подхода и рассмотрения. А главное, финансирования, ведь обе формы музеефикации будут создаваться, что называется, на голом месте. И это требует найти своих Фридмана, Пинчука или Кана, обладающих достаточными средствами для благотворительности и понимающих значение этой музеефикации.
Говоря о других значимых темах, поднятых на круглом столе, нельзя упустить тему развития инфраструктуры самой Богдановки и прилегающих территорий. Проблема эта связана во многом с тем, что в этом районе правый, «Богдановский» берег Буга не имеет мостовой связи с левым берегом. А значит, невозможно осуществлять не только доставку любых грузов, от продуктов, материалов, техники, но и людей с одного берега на другой. Это давняя история, попытки решения которой предпринимались десятилетиями. А пока связь между берегами осуществляется с помощью морально и технических устаревшего еще много лет тому назад парома, а в зимнее время – прямо по льду. И даже жертвы этой переправы, особенно, в зимний период, не ускоряют решение проблемы. А её связь с мемориальным местом Богдановского лагеря очевидна. Она создаёт труднодоступность и к памятнику, и к местной школе, где работает небольшой музей Холокоста.
К решению этой проблемы подключались энтузиасты, часть которых участвовала в круглом столе. Среди них и руководство Богдановской школы (директор — Алексей Поспелов), и авторы этой статьи. Но самый серьезный сдвиг в ее решении помог осуществить народный депутат А.О. Черноморов, усилиями которого были привлечены средства для начала строительства дорог, соединяющих будущий мост с жилыми районами обоих берегов. О продвижении дел в данном вопросе и поделился народный депутат. К сожалению, очевидна затягиваемость строительства, но в нынешних условиях ожидать мгновенного решения проблемы не приходится. И, несмотря на это, из всех поднятых на круглом столе проблем, вопрос переправы наиболее продвинут.
Подведём итоги обсуждения проблемы выведения темы Холокоста в Транснистрии из информационной тени. Её решение требует сосредоточиться на следующих шагах:
— создание инициативной группы по глубокому изучению вопросов Холокоста на территории Транснистрии;
— осуществление перевода документов на румынском и немецком языках, хранящихся в украинских государственных архивах;
— налаживание связей с зарубежными архивами для изучения материалов, связанных с Холокостом в Транснистрии;
— создание музейных экспозиций в местах массового уничтожения евреев в зоне Транснистрии, а также в существующих областных и районных музеях региона;
— разработка и осуществление программ сотрудничества украинских музеев с зарубежными музеями Холокоста;
— установка памятных знаков в местах массового уничтожения евреев (там, где они отсутствуют), а также ремонт и реконструкция существующих;
— развитие инфраструктуры в районах размещения мемориальных мест, обеспечивающей их цивилизованность, туристическую обустроенность и удобный доступ к этим местам;
— широкое освещение обсуждаемой темы во всевозможных социальных информационных пространствах.
И очевидно, что все это требует поиска средств, без которых ни одно из направлений, способствующих выведению темы Богдановки и трагедии во всей Транснистрии из забытья, не сможет стать достаточно результативным.
Михаил Гольденберг, Митя Быков