.
Хагай Сегаль
Солнце и луна сыграли центральную роль в разруливании «пробки» в Суэцком канале. Создаваемые ими приливы объединились в чудесный момент для нужд выравнивания застрявшего судна, нарушившего движение по международному торговому пути.
Небесные светила сорганизовались в нужный момент, как сказал когда-то глава ШАБАКа по совсем другому поводу. Как жаль, что они не сорганизовались и во время выборов. Только вмешательство Небес может вытащить Израиль из продолжения нахождения в болоте отсутствия постоянного (не переходного) правительства.
Отмена заседания правительства на этой неделе, на котором должны были утвердить закупку миллионов дополнительных доз вакцины для продолжения ликвидации Короны, — это лишь небольшой пример бед, которые могут произойти, если не как можно скорее не будет создано устойчивое правительство.
Еврейское государство, которое в начале 2021г. стало международным образцом успешной борьбы с эпидемией, превратится в пример политической анархии. Даже если никто тут не поднимет руку на ближнего, внутренне положение напомнит гражданскую войну.
Важно сказать: правые победили на выборах. Количество депутатов Кнессета, солидаризирующихся с правой идеологией по вопросам мира и территорий, государства и религии, БАГАЦ и закона о государстве Израиль как национального государства еврейского народа, составляет, как минимум, 65, не включая Либермана.
И премьер-министр Биньямин Нетаниягу победил всех конкурентов. У его блока нет абсолютного большинства, но есть внушительное относительное большинство, и при упорядоченной демократии этого должно хватить. Недавно я уже писал в этой колонке, что даже прославленная американская конституция позволяет – если есть более двух кандидатов на президентский пост – короновать президентом того, кто не набрал абсолютное большинство электоров. Новый президент войдет в Белый дом, хоть большинство избирателей не хотели его, но при этом не сумели прояснить кого они хотят.
Но в этот момент времени – и в сущности уже более двух лет – Нетаниягу не способен создать нормальное правительство.
Факт: с первых выборов 2019г. Нетаниягу функционирует как глава переходного правительства или как глава паритетного правительства, которое развалилось, не сумев принять даже один бюджет.
Трагическим образом он стал единственным препятствием, разделяющим между правыми и правым правительством. Если только заявит сегодня или на следующей неделе, что решил уступить, в течение небольшого времени возникнет устойчивое правое правительство во главе с другим высокопоставленным ликудником.
Наконец-то можно будет заниматься – исходя из правой идеологии – горящими проблемами: принятие «параграфа о преодолении» (т.е. Кнессет большинством в 61 голос сможет утверждать законопроекты, отмененные БАГАЦем), борьба с незаконным арабским строительством в Иудее и Самарии, наведение порядка в Негеве и, разумеется, ликвидация угроз из Гааги и Тегерана.
Но до тех пор, пока Нетаниягу тянет с принятием своей горькой электоральной судьбы, а Гидеон Саар придерживается своего мстительного отказа заново «обручиться» с Нетаниягу, решение всех острых проблем останется мечтой. И лишь кошмар пятых и шестых досрочных выборов реализуется.
В самом деле почти 2 миллиона избирателей, проголосовавших за Нетаниягу прямо или косвенно (из 4,4 миллионов участвовавших в выборах), будет глубоко сожалеть, если он поведет себя альтруистично и освободит свое кресло. Они увидят в нем жертву – нового Дрейфуса – оклеветанного левыми и прокуратурой. Но можно предложить им и ему дорогостоящий утешительный приз – должность следующего президента после окончания каденции Ривлина в июне-июле.
Эта вроде бы странная идея, обсуждаемая уже некоторое время, — это подходящее кресло-катапульта из того положения, в котором государство Израиль находится уже два с половиной года и кто знает сколько это еще протянется.
Биньямин бен Бенцион Нетаниягу не будет изгнан с позором из дома на улице Бальфура – он лишь переедет оттуда в соседнее здание – дворец президента.
Проблемный судебный процесс будет заморожен на 7 лет (согласно существующему закону о президенте, возможно, понадобится небольшая поправка) и, в сущности, будет отменен.
Хоть ненавистники Нетаниягу будут беситься в гневе, но большинство общественности поймет, что это меньшее зло.
При выборе между вечным переходным правительством во главе с Нетаниягу и Нетаниягу-президентом даже левые выберут вторую опцию. В конце концов это тот лагерь, который уже годы предпринимает усилия навязать нам идею болезненных уступок ради мира (в доме).
С болью в сердце они вынуждены будут смириться с президентством Нетаниягу, который, кстати, наверняка будет отличным президентом. Во всем мире будут восхищаться им, по крайней мере, в той же степени, как относились к Шимону Пересу.
Отставка Нетаниягу с поста премьер-министра и переход в дворец президента сэкономит правым весенний роман с партией РААМ – парламентской фракцией братьев-мусульман. Некоторые пресс-секретари правых, которые неожиданно уже успели полюбить Мансура Аббаса и объясняют нам, как важно помириться с израильскими арабами, наверняка, найдут другой путь помириться с ними и поспособствовать решению проблем арабов.
Фотография нового израильского правительства, которая, возможно, будет сделана летом в дворце президента Нетаниягу, должна будет включать министра-араба.