Ненависть… Едва ли не самая страшная язва человечества. И мощная сила, «двигатель прогресса». Империи и «новые исторические формации» во многом ею создавались. Да и ныне — партии и банды, на неприятии кого-либо построенные, быстро обретают вес. Национал-большевики, «шинуи», «чёрные пантеры»… Попробуем взглянуть на ненависть через конфликт праведников, «спор во имя Небес»…
И доводил Йосеф дурные слухи о братьях до отца. А Исраель любил Йосефа больше всех сыновей и сделал ему разноцветную рубашку. И увидели братья, что отец любит его…, и возненавидели его, и не могли говорить с ним мирно (о мире).
Вы скажете, бывает… Любимчиков часто недолюбливают, а тут ещё особая одежда. Но вспомните: семья Якова богата, рубашка ценой в 2 селы — мелочь, и Тора упоминает о ней лишь потому, что это единственное, чем Яков выделил младшенького! А о пошлых мотивах… В конце жизни Исраель услышит от Творца: «Все твои сыновья — праведники!» Что же за ссорой?
Мы узнаём из Устной Торы, в чём Йосеф расходился с братьями. Здесь и спор, кто является евреем (по рождению или по дарованию Торы?), и о статусе жён отца (а потому детей и будущей структуре народа), и о границах скромности… Ещё. Льняная рубашка — это одежда священника в Храме, и братья увидели намёк на дядюшку-Эйсава (как первенец он имел права священника, но сбагрил их Якову, чтобы не отвлекаться от земного; не первородство ли хочет оттяпать малыш?). Ещё. Йосефу отец передал особо сокровенные тайны Торы, полученные им в доме учения Шема и Эвера и от отца, и братья подозревали, что тот, подобно Эйсаву, втёрся в доверие к отцу и ведёт дело к узурпации. К тому, чтобы их, подобно Ишмаэлю и детям Ктуры, услали подальше, а святой народ пошёл бы от потомков Йосефа…
И всё-таки выделим главное в «анатомии ненависти». Одно из обвинений парадоксально: поскольку ты считаешь, что мы грешим, ты (по закону Торы) обязан ненавидеть нас (ненавидящих Тебя ненавижу я! — царь Давид), а ты с нами дружелюбен, значит, ты или лицемер, или снисходителен к дурному — в обоих случаях ненавидеть тебя — заповедь! И чем больше Йосеф стремился к примирению, тем больше, по этой логике, ненависть возрастала.
И совсем мудрёное: расплатой за продажу Йосефа будет гибель десяти праведников. 9 — по одному из «виновного колена», а рабби Акива, потомок геров, представлял самого Всевышнего, «Отца прозелитов», также «принявшего на себя вину»! И за ненависть, получается — ведь, как говорит Талмуд, один из тех, кого Творец ненавидит, тайно оговаривающий ближнего! Это подтвердит сам пострадавший: «Да не будет вам обидно, что вы продали меня — это Всевышний послал меня сюда, чтобы спасти жизнь многочисленному народу». Вообще Он же дал Тору на Синае — а «Тора пришла в мир — ненависть пришла в мир» (на иврите ненависть — сина)!
Запутались? Начнём решать головоломку и извлекать из неё практический урок. Во-первых, ненависть обычно коренится глубоко (творение Б-га), и сам человек может её не осознавать. Как мудрые и святые люди — братья Йосефа 22 года считали себя правыми в тяжком (брата-то жалко!), но, увы, необходимом приговоре — ради спасения народа от тирана. Мотивы её обычно — страх за себя, особенно за свой статус и место в мире, и некоторая обида. Обижаемся же мы чаще на хорошее, ибо бессознательно ощущаем, что избыток добра нас как бы уменьшает, меняет масштаб реальности. Так стремление Йосефа к «миру любой ценой», нежелание видеть противоречие — именно и обостряло конфликт. И евреев часть публики не любит, в душе находя их слишком достойными и потому старательно выискивая дурные дела и мотивы. Так и ассимилированные евреи ищут в носителях Традиции грубость и злоумышленность. «Кто ищет, тот всегда найдёт!»
Что же делать с ненавистью? В «лоб» не одолеть. Победить её может только предельная искренность, неторопливый анализ реальных мотивов (в себе, у соседа). А расшифровав криптограмму, хорошо бы попытаться направить её энергию на достойное дело. Например, возненавидя свою лень, иррациональное упрямство…