О живописи и законах торы

— Уважаемый рав Элиягу!

Огромное спасибо за Вашу работу.

После Ваших комментариев вопроса «В классе обнаженной натуры» у меня возникла потребность в некоторых разъяснениях.

Анфас по Галахе считается такой ракурс, который берется обычно в фотографии на паспорт. Можно ли рисовать, например, людей с лицом в ракурсе 3/4? Или — если они слегка поднимают или опускают голову, но при этом лицо как бы повернуто к зрителю.

Ответ на этот вопрос был бы очень важен для меня. Я рисую в основном только людей и только — в реалистической манере. Отказаться от рисования таким образом для меня будет очень трудно, тем более что я собираюсь заниматься этим профессионально.

С другой стороны, я стараюсь соблюдать заповеди, которые Всевышний дал нам.

Что Вы можете мне посоветовать?

Надя, Германия

— Вы ссылаетесь на ответ «В классе обнаженной натуры». В нем говорилось, что рисовать разрешается все, кроме реалистических портретов человека анфас, а также — объектов поклонения и соответствующих архитектурных сооружений (иконы, статуи Будды, церкви, храмы и т. п.).

Уточню, что запрет на портрет анфас объясняется опасностью возможного возникновения «околодуховной привязанности» между зрителем и глазами нарисованного человека. Поэтому ракурс 3/4, особенно если глаза не направлены на зрителя, не создает такого рода проблем.

В дополнение к указанному ответу поясню, что раньше запрет был более широким — из-за большей впечатлительности людей прошлого.

Сегодня, когда наш мир буквально наводнен зрительными образами (фотографии, телевидение, кино и т. п.), опасность втянуться в околодуховную психологическую связь с картиной, особенно с портретом, намного меньше.

Отсюда и сложившаяся практика художников-евреев, соблюдающих законы еврейского образа жизни — рисовать реалистические картины вообще и портреты в частности. Практика, которую наши Учителя, в основном, не осуждают.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора