В субботу 13 февраля, накануне Дня святого Валентина и через день после дня рождения президента Линкольна, в наших пока Соединенных Штатах случилась очередная «непредсказуемая предсказуемость».
После пяти дней слушаний Сенат оправдал экс-президента Трампа от импичмента, который вынесла ему Палата представителей 13 января, обвинив в подстрекательстве к мятежу, каковым следует считать штурм здания Конгресса в Вашингтоне 6 января. 74-летний Дональд Джон Трамп был 45-м президентом США и стал первым нашим президентом, которого дважды подвергли импичменту, то есть вотуму недоверия, в Палате представителей и оба раза оправдали в Сенате. Первый раз это произошло в 2019 году, когда демократы Палаты представителей обвинили президента в злоупотреблении властью в телефонном разговоре с президентом Украины. Тогда обсуждение импичмента заняло 21 день, а сейчас уложилось в три дня без мнения комитетов, вызовов свидетелей и прочих элементов расследования. Исторически палка импичмента 45-му президенту США может оказаться о двух концах, и не столько клеймом позора, сколько свидетельством двух попыток политической оппозиции отстранить законно избранного президента от власти тем, что юристы называют «негодными средствами».
Первый раз Сенат оправдал президента Трампа 52 голосами республиканцев против 47 демократов и примкнувшего к ним республиканца Ромни, а второй — это была не победа, а недобор необходимых для поражения двух третей голосов. За осуждение Трампа проголосовали все 50 сенаторов-демократов и 7 республиканцев, а за оправдание оставшиеся 43 республиканца. Но недобор есть недобор, и Трамп считается оправданным. В противном случае его бы лишили президентской пенсии, охраны, мемориальной библиотеки и других почестей экс-президентов, а Сенат мог также запретить ему впредь занимать федеральные выборные должности, причем для этого потребовалось бы простое большинство голосов, которое сейчас у демократов есть.
Этого не произошло, и через 4 года Дональд Трамп снова может баллотироваться в президенты. На минувших выборах, если верить их результатам, за него проголосовали примерно 74 млн избирателей, хотя за Байдена немного больше, а, судя по свежим опросам, подавляющее большинство избирателей-республиканцев по-прежнему поддерживают Трампа. Узнав о решении Сената, Трамп через свой офис в его поместье Мар-а-Лаго в Майами назвал второй импичмент «очередной фазой величайшей охоты на ведьм в истории нашей страны» и развил эту неновую мысль тоже неновым пояснением, что «наше историческое, патриотическое и прекрасное движение за то, чтобы Сделать Америку Снова Великой, только началось»; что «в предстоящие месяцы я поделюсь с вами многим, и я с нетерпением жду продолжения нашего невероятного путешествия к американскому величию для всего нашего народа».
Лидер нового сенатского большинства, нью-йоркский демократ Чарльз Шумер, прокомментировл субботнее голосование кратким заявлением, что «6 января останется в истории Соединенных Штатов как день позора, а отказ осудить Дональда Трампа станет позорным голосованием в истории Сената Соединенных Штатов». В появившемся в субботу на сайте Белого дома заявлении президента Джо Бойдена сказано, что «суть обвинений (Трампа) не подлежит сомнению», и «даже те, кто был против осуждения, как например, лидер сенатского меньшинства Макконнелл, считают, что Дональд Трамп виновен в заслуживающем порицания невыполнении своего долга, а практически и морально ответственен за провоцирование насилия в Капитолии». Cам Андрей Януариевич Вышинской, известный обвинительными речами на сталинских процессах по делам «врагов народа», не сказал бы лучше.
«Вот он, вердикт, — написал в воскресенье обозреватель газеты The New York Post Майкл Гудвин. — Аллилуйя. Все позади». Гудвин считает, что в историях с двумя импичментами Трампу неожиданными следует считать не их финал, а начало. Трампа, которого с первых дней президентства клеймили ненавистником женщин, меньшинств и иностранцев, сначала заподозрили в угодничестве Путину в обмен на свою победу на выборах 2016 года, а затем — в мести демократам за свое поражение на выборах 2020. Гудвин повторил, что в речи Трампа у Белого дома утром 6 января не было призывов к штурму Капитолия, который начался через пару часов.
В той речи президент сказал: «Я знаю, что скоро все присутствующие здесь пойдут маршем к зданию Капитолия, чтобы мирно и патриотично сделать так, чтобы ваши голоса были услышаны». Днем, когда это оказалось не так, Трамп опубликовал видеообращение к протестующим с призывом к миру и порядку, а на своем аккаунте в Twitter написал: «Я понимаю вашу боль, я слышу ваши сердца: выборы у нас украли. Но вы должны идти домой сейчас, идти с миром». Эти слова прошли мимо ушей его недругов, вцепившихся во фразу Трампа: «драться, как черти» («fight, like hell»).
На суде в Сенате адвокаты Трампа показали кадры, где лидеры демократов, включая нового вице-президента Камалу Харрис, произносят этот глагол, призывая «драться» с Трампом, но все равно для законодателей-демократов и части республиканцев перед штурмом Капитолия 6 января слова президента (которому оставалось считаться таковым две недели) прозвучали подстрекательством к мятежу. Ошарашенные штурмом ковчега нашей демократии сторонники Трампа в Конгрессе пошатнулись в вере в него, хотя не разуверились в Конституции, которая не разрешает судить импичментом рядовых граждан. «Сегодняшнее решение Сената не оправдывает ничего из того, что произошло в тот ужасный день, — сказал лидер сенатских республиканцев Митч Макконнелл. — Голосование просто показывает, что сенаторы сделали то, чего не смог сделать бывший президент: мы поставили наш конституционный долг на первое место».
Майкл Гудвин видит во втором импичменте Трампа зеркальное отражение первого, когда почти точно год назад спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси и лидер сенатских демократов Чак Шумер заварили кашу «украингейта». Повторяю, что за всю историю США с 1868 года было только четыре президентских импичмента, из которых два пришлись на Дональда Трампа, причем в течение одного года. Пелоси и Шумер, написал Гудвин, «нормализовали импичмент как политическое оружие, чего нашей стране было нужно меньше всего». Участившиеся вспышки насилия и массовых беспорядков стали подогреваться экстремистскими требованиями «пробудить» Америку и пересмотреть ее историю, а наравне с этим ширились призывы избавиться от президента Трампа на выборах 2020 года и не допустить его к выборам 2024.
Сейчас Дональду Трампу предстоит решить, какую роль для своей партии он сыграет к предстоящим через два года промежуточным выборам, и намерен ли он снова баллотироваться в президенты в 2024 году. При этом нельзя забывать, что демократы не отстанут от гражданина Трампа, которого могут затаскать по гражданским и даже уголовным судам, уже не говоря о том, что его имя продолжат полоскать в грязи сообщений СМИ. В таких условиях возникают два логичных решения: самого Трампа уйти из политики и мирно доживать свой век на оставшиеся миллиарды или сотни миллионов долларов, которых им с Меланией, детям и внукам должно хватить на бублик с иранской черной икрой. Или решения Республиканской партии отказаться от Трампа и поставить на другого знаменосца.
Третьим остается решение республиканцев продолжить борьбу под его знаменем, и в воскресенье один из преданнейших сторонников экс-президента, сенатор Линдси Грэм сказал, что инициированные демократами импичменты Трампа открыли «ящик Пандоры», и теперь республиканцы могут добиваться импичмента вице-президента Камалы Харрис. Грэм появился в программе «Fox News Sunday» на следующий день после оправдания Трампа и заметил, что бывшая сенатор Харрис поддерживала освобождение под залог арестованных участников массовых беспорядков, а это вполне можно считать подстрекательством. Грэм пояснил, что его коллега сенатор Харрис поддержала Фонд Свободы своего штата Миннесота, а деньги этого фонда шли на освобождение совершивших насильственные преступления, а также на участников протестов против смерти афроамериканца Чарльза Флойда, в чем обвиняют белого полицейского. Среди освобожденных под залоги на деньги Фонда Свободы были стрелявший в полицию, дважды судимый за сексуальные преступления и женщина, обвиненная в убийстве.
«Дело не только в президенте, — сказал в телеинтервью сенатор Линдси Грэм, который накануне беседовал с Трампом по телефону. — То, что случилось 6 января, было ужасным для страны, а демократы полтора года сидели на обочине и смотрели, как горит их страна, не говоря при этом ни слова, а большинство республиканцев устали от этого лицемерия». Грэм казал, что в разговоре с ним Трамп выразил готовность вернуться в политику и продолжить борьбу за победу республиканцев в Сенате и Палате представителей. При этом, если верить Грэму, Трамп снова употребил слово «fight», дав повод для третьего импичмента.