Натан Щаранский с президентом Рональдом Рейганом в 1986 году в Овальном зале Белого дома
Древнесоветский анекдот о встрече Брежнева и Рейгана. Брежнев рассказывает: «В Советском Союзе евреев не притесняют. Вы даже не представляете, сколько евреев у нас на ответственных должностях. А у вас?»
Рейган отвечает: — А у нас их просто не считают».
Опросы общественного мнения в США свидетельствуют, что 40-й президент (1981–1989 гг.) Рональд Уилсон Рейган является одним из самых популярных лидеров в американской истории. Рейган был одним из наиболее произраильских американских президентов. Однако порой публично прибегал и к заметным упрекам в адрес Израиля. Споры о периоде его правления не утихают до сих пор.
«Я всегда поддерживал героическую борьбу Израиля…»
По данным социологов, на президентских выборах 1980 г. примерно 39–40% избирателей-евреев отдали свои голоса за Рейгана. Это было незаурядное событие! Наилучший за два с половиной десятилетия результат еврейского голосования в США за Республиканскую партию. 40% получил от еврейского электората и кандидат от демократов Джимми Картер. Еще 20% выразили поддержку «третьей силе» — независимому Джону Андерсону.
Нужно учитывать, что, по сложившейся в ХХ в. Традиции, большинство евреев США отдают предпочтение претендентам на президентство от демократов. Причины понятны. Многие евреи стали проживать в США в первой четверти ХХ в., перебравшись из Восточной Европы. Адаптация к новому обществу проходила сложно. А часть республиканцев того времени с презрением относились к бедным приезжим, евреям, делая ставки на «коренное население». Исторический водораздел в еврейском взгляде на партии особенно сформировался в первой половине 1930-х, когда Демократическая партия эпохи президента Франклина Рузвельта проявляла большое внимание к социальной повестке, заботясь об иммигрантах, социально незащищенных слоях населения. Да и среди сподвижников Рузвельта, чиновников его администрации евреи были весьма заметны. Неудивительно, что за Рузвельта голосовало большинство избирателей-евреев. Особенно с левыми политическими взглядами. Так, с «рузвельтовских» пор в глазах основной массы американских евреев демократы выглядят более справедливой партией. «Классикой жанра» стало: 80% за «партию осла», 20% — за «партию слона».
Чем же можно объяснить такой «еврейский» успех Рональда Рейгана? Задолго до президентской кампании было хорошо известно о его благорасположении к евреям и Израилю, которое было сформировано его религиозным (протестантизм), гражданским и политическим мировоззрением. Так, в 1948 г., будучи президентом Гильдии киноактеров США, он отказался от членства в элитарном клубе Лос-Анджелеса, потому что туда не принимали евреев. Затем в 1967–1975 гг. свое дружелюбное отношение к евреям он проявлял на посту губернатора Калифорнии — штата, где проживает одна из наибольших еврейских общин Америки. В том числе заметен был Рейган и своей доброжелательностью к Израилю. Например, активно содействовал принятию законодательным собранием штата закона, который уполномочивал банки покупать государственные облигации Израиля. Также в 1967 г. однозначно поддерживал Израиль в период Шестидневной войны, был председателем на произраильском митинге в Лос-Анджелесе. А в 1970-х Рональд даже вел колонку в американской газете Jewish Press.
Откровенно произраильскую позицию Рейган занял и во время своего президентского предвыборного марафона. «Я лично всегда внимательно наблюдал и поддерживал героическую борьбу Израиля за свое существование с момента его образования…», — резюмировал он позднее в одном из выступлений. А еще Рейган был не совсем республиканцем. Ведь продолжительное время он состоял в Демократической партии, восторгался Рузвельтом. Однако постепенно его политические взгляды стали более консервативными, сблизились с республиканскими.
Не разочаровал Рейган многих на еврейской улице США и будучи на президентском посту. Уже при вступлении в должность он заявил: «Не настало ли время всем нам проявить личное участие, позаботиться о ближнем, а церквям и синагогам восстановить наш дух добрососедской заботы друг о друге?»
При Рейгане вышла из рецессии экономика. Осуществлявшаяся республиканцами «рейганомика» была выгодна значительной части евреев, входящих в средний класс. Во внешней политике последовательно проводился курс на добрые отношения с Израилем, поддержку его развития и безопасности.
Мы встречаем немало евреев среди рейгановских соратников по избирательным кампаниям и по работе в президентских администрациях: Теодор Каммингс, Максвелл Рабб, Милтон Фридман, Гордон Закс, Макс Фишер, Макс Кемпельман, Альберт Шпигель, Джордж Клейн и другие. Значительную роль играли евреи в среде деятелей неоконсерватизма, идеями которых подпитывался Рейган: Норман Подгорец, Пол Вольфовиц, Ирвинг Кристол, Ричард Перл, Мидж Дектор. Была создана Республиканская еврейская коалиция, объединяющая партийных евреев — ее крупных функционеров, активистов, спонсоров.
Хорошо известно о теплых отношениях, которые сложились у Рейгана с Любавичским Ребе Менахемом-Мендлом Шнеерсоном. В одном из своих писем к раввину президент отмечал, что тот внес «огромный вклад в развитие своего народа и нашей страны». И продолжал: «Вы вселяете надежду в отчаявшихся безграничной любовью и заботой о каждом, кто приходит к Вам за советом и благословением. Своей работой Вы укрепляете дух людей и их веру, которая является основой жизни».
«Если мы проиграем эту войну то потеряем нашу свободу…»
Рейган во внешней политике — это решительный антикоммунизм, жесткая борьба с советским тоталитаризмом, с развертыванием коммунистических идей в разных регионах мира. СССР он прямо и хлестко называл «империей зла», а коммунизм — «формой безумия», отклонением от человеческой природы, которое скоро исчезнет с лица земли.
«Мы воюем с самым опасным врагом, с которым когда-либо сталкивалось человечество на своем долгом пути от терний к звездам, — говорил глава США, — и если мы проиграем эту войну, то потеряем нашу свободу… Если мы утратим нашу свободу, не останется места, где можно спастись. Это — последнее убежище… я хочу сказать, что нет таких понятий, как „правые“ и „левые“. Есть только понятия „вверх“ и „вниз“, „вперед“ и „назад“. Вперед и вверх — к вековой мечте человечества — к безусловной свободе личности, соответствующей законности и порядку, или вниз, назад — к муравейнику тоталитаризма…».
А порой позволял себе и острые шутки. Так, однажды, проверяя работу микрофона перед выступлением по радио, президент вдруг заявил: «Мои сограждане американцы! Я рад сообщить вам сегодня, что подписал закон, который навечно поставит Россию вне закона. Мы начнем бомбардировку через пять минут».
Да, политика США в странах третьего мира нередко тоже была далека от идеала. И за отсутствием иных кадров Штаты вынуждены были опираться на местные силы, весьма далекие от нравственных стандартов. Но, по крайней мере, Америка противостояла советской гегемонии, которая неизбежно вела к «красным» диктаторским режимам, к подавлению свободы, прав человека, нищете.
Рейган усилил гонку вооружений, зная, что экономически СССР не в состоянии конкурировать с США и «погоня» только серьезно подрывает советскую экономику. А Саудовскую Аравию сагитировали увеличить добычу нефти, цены на нее рухнули, что нанесло огромный удар по экспортным доходам Советского Союза. Действия Рейгана ускорили победу Запада в холодной войне, финиш советской власти, падение просоветского блока в Восточной Европе, развал СССР.
Рейган усилил гонку вооружений, зная, что экономически СССР не в состоянии конкурировать с США, и «погоня» только серьезно подрывает советскую экономику. А Саудовскую Аравию сагитировали увеличить добычу нефти, цены на нее рухнули, что нанесло огромный удар по экспортным доходам Советского Союза. Действия Рейгана ускорили победу Запада в холодной войне, финиш советской власти, падение просоветского блока в Восточной Европе, развал СССР.
В контексте всей своей мировоззренческо-политической парадигмы рассматривал Рейган и политическую палитру Ближнего Востока: «Этот регион имеет ключевое значение для экономической и политической жизни Запада… Если этот ключ попадет в руки страны или стран, враждебных свободному миру, это будет представлять прямую угрозу Соединенным Штатам и нашим союзникам».
Отдельно останавливался на Израиле: «В 1948 г. наша страна признала и приняла на себя моральное обязательство обеспечить существование Государства Израиль. Израиль разделяет наши взгляды о значении демократических принципов и является значительной силой, с которой вынужден будет считаться всякий, вторгающийся на Ближний Восток».
Отмечал, что «свободные граждане Святой земли каждый день показывают всему миру свою отвагу и веру. В 1948 г., когда был основан Израиль, эксперты предсказывали, что молодая страна просто не сможет выжить… Израиль — островок стабильности и демократии в океане тирании и беспорядка». Рейган понимал, что Израиль — самый надежный союзник США на Ближнем Востоке, и заверял: «Мы будем верны своему обещанию не предавать одно из самых дружественных нам государств — Израиль». И следовал в своем политическом курсе этой линии. При Рейгане было подписано Соглашение об американо-израильском стратегическом сотрудничестве, что помогло выйти на новый уровень военному сотрудничеству двух стран и повысить силу армии Израиля. Во время сильнейшего экономического кризиса в Израиле 1984–1985 гг. Белый дом оказал серьезную финансовую поддержку, американские экономисты предложили рецепты эффективных рыночных реформ. Ежегодно Израиль начал получать от США 3 млрд. долл. помощи. Заключили договоры о свободной торговле, сотрудничестве в областях космических исследований, образования и здравоохранения. Американцы провели операцию «Йехошуа», позволившую срочно эвакуировать самолетами в Израиль около 800 эфиопских евреев, спасавшихся от истребления во время гражданской войны в Эфиопии. В ООН США многократно использовали право вето при рассмотрении антиизраильских резолюций.
Нельзя сказать, однако, что американо-израильские взаимоотношения времен Рейгана были безоблачными. Так, например, Рональд сердился, когда Израиль разбомбил иракский реактор «Осирак», аннексировал Голанские высоты, захваченные у Сирии во время войны 1967 г., отказывался принимать американский план разруливания израильско-арабского конфликта. Недовольство вызвал ряд действий армии Израиля во время Ливанской войны, дело Джонатана Полларда. В качестве мер воздействия глава Соединенных Штатов приостанавливал действие Соглашения о стратегическом сотрудничестве, поставки в Израиль самолетов-истребителей F-15 и т.д. А в ответ звучала интенсивная обида израильской стороны. Наиболее напряженным выдался период, когда премьер-министром Израиля был Менахем Бегин. Атмосферу трений хорошо передает письмо Бегина Рейгану в декабре 1981 г. В нем Бегин констатировал, что три раза в течение последних шести месяцев правительство США «наказывало Израиль»: после уничтожения иракского ядерного реактора, взрыва в штаб-квартире ООП в Бейруте и принятого Кнессетом закона о присоединении части Голанских высот. Премьер объяснял, что Ирак был готов производить атомные бомбы, «наша акция была актом спасения, актом национальной самообороны в самом возвышенном смысле этого понятия. Мы спасли жизни сотен тысяч граждан, среди них десятков тысяч детей». А бомбардировка командного пункта ООП в Бейруте произошла «в качестве акта самообороны после резни, учиненной над нашими людьми (трое были убиты, среди них выживший в Освенциме, 29 были ранены)».
«Вы не имеете права читать нам мораль по поводу потерь среди гражданского населения, — возмущался Бегин. — Мы знакомы с историей Второй мировой войны и знаем, что случалось с гражданским населением, когда вы действовали против врага. Мы знакомы и с историей войны во Вьетнаме. Наши усилия всегда были направлены на то, чтобы избегать потерь среди гражданского населения, но иногда потерь избежать невозможно…». «Что это за стиль такой — наказывать Израиль? — гневно вопрошал Бегин. — Мы что, Ваше вассальное государство? Банановая республика? 14-летние подростки, которых за непослушание можно бить по пальцам? Напомню Вам, из кого состоит это правительство. Оно состоит из людей, жизнь которых протекала в сопротивлении, в военных действиях и страданиях. Нас Вы не запугаете наказаниями… Нет у Вас права наказывать Израиль, и я протестую против того, что Вы пользуетесь этим понятием… Никакой дамоклов меч не будет висеть над нашей головой. Еврейский народ прожил 3700 лет без договора с Америкой и проживет еще 3700 лет».
Если проанализировать возникавшие конфликтные ситуации, то увидим, что в одних прав был Рейган, в других — Бегин и другие израильские руководители. Остановимся, скажем, на изготовленном во Франции иракском реакторе для создания атомной бомбы. Кровожадный диктатор Саддам Хусейн затем мог атаковать ненавистный ему Израиль. После сложных споров в израильской политической элите победу одержали сторонники бомбардировки. В июне 1981 г. ВВС Израиля уничтожили реактор. Громкий международный резонанс, осуждение «агрессоров» в Совбезе ООН не заставили себя долго ждать. Критические стрелы метали даже Соединенные Штаты. Зато когда в недалеком будущем американцы воевали с иракцами в Кувейте, то были, разумеется, очень рады, что у Хусейна нет атомного оружия.
А вот другая проблемная ситуация в отношениях: Белый дом продавал оружие Саудовской Аравии — самолеты с электронной системой разведки и управления «АВАКС» и другое вооружение, что не порадовало израильтян. Впрочем, после выслушивания американских доводов и обещания компенсаций протестовала не столько израильская сторона, сколько проявившее инициативу произраильское лобби в США. Но у американцев была своя цель и логика — сколачивание нового союзника США на Ближнем Востоке, направленного против иранского режима. И нужно отметить, что идея себя вполне оправдала — саудовцы стали зависеть от США, а на безопасность Израиля не посягали.
США искали и пути решения израильско-арабского конфликта. Предлагали планы мирного урегулирования. Во многом позиции Вашингтона и Иерусалима совпадали, но замыслы замораживания строительства новых еврейских поселений в Иудее, Самарии, секторе Газа и участия в переговорах террористической ООП израильскими партнерами отвергались. Общаться с неуступчивыми премьерами Менахемом Бегином и Ицхаком Шамиром Рейгану было непросто. Проще — с более склонным к компромиссам Шимоном Пересом. Но каковы бы ни были разногласия, они не мешали концептуальным взглядам Рейгана. Он неизменно рассматривал Израиль в качестве державы, противостоящей «империи зла» и ее сателлитам. Прочно укорененная Рейганом произраильская политика стала образцом и для последующих президентов-республиканцев (Джорджа Буша — старшего, Джорджа Буша — младшего, Дональда Трампа), для Республиканской партии. В 1985 г. разразился большой скандал. Укрепляя дружеские связи с партнерами по НАТО, Рейган посетил в ФРГ военное кладбище в городе Битбург, где были похоронены убитые во Второй мировой войне, в том числе и несколько десятков эсэсовцев. В то же время в программу визита входило и посещение концлагеря Берген-Бельзен. Выступая там, а затем на битбургской американской военной базе, Рейган постарался объяснить свою позицию и максимально преодолеть репутационные потери. Говорил о том, что «никто из нас не может полностью понять те чувства», которые переживали жертвы концентрационных лагерей. Страшные злодеяния охватили и разрушили весь мир, но были «особенно гибельными для миллионов, насильно загнанных в черную бездну этих лагерей». Единственной причиной смерти евреев «был сам факт их существования. Они страдали только за то, что были евреями и молились своему Богу». Президент вспомнил о погибшей в Берген-Бельзене Анне Франк и ее «необыкновенном по силе дневнике».
Человечество отказывается признать, что можно уничтожить свободу человеческого духа. Жизнь восторжествовала над трагедией катастрофы.
«Каждый человек своей жизнью может изменить мир и сделать его лучше, — отмечал Рейган, — мы можем и должны поклясться: «Никогда больше!» Преодолев ужасы прошлого, свободные народы, добившиеся примирения, живут в мире». Пережившим кошмар войны и опасающимся, что примирение приведет к забвению, лидер США пообещал никогда не забывать преступлений. Оправдывая свое посещение кладбища, он подчеркивал: «Отвратительная война, развязанная нацистами, перевернула все понятия о ценностях. И, тем не менее, мы скорбим о немцах, погибших в этой войне, как о людях, раздавленных жестокой идеологией… Более двух тысяч человек похоронены на кладбище Битбурга. В большинстве своем здесь лежат простые солдаты германской армии. Но среди них 48 эсэсовцев — преступления СС следует отнести к самым отвратительным за всю историю человечества».
Прошло время, и бывшие враги, непримиримые противники стали друзьями и самыми близкими союзниками. Федеративная Республика Германия, Италия и Япония теперь входят в сообщество свободных наций. «Свободолюбивые люди Земли… — провозглашал Рейган, — должны сказать: «Мы — евреи в мире, которому угрожает антисемитизм…».
За посещение кладбища с эсэсовцами многие в США и других странах резко критиковали Рейгана. Однако прозвучало немало и трезвых голосов. Один из них принадлежал премьер-министру Израиля Шимону Пересу, мудро заметившему: «Когда друг совершает ошибку, он остается другом, а ошибка остается ошибкой». «Мы вновь станем символом свободы и светочем надежды для тех, кто еще не обрел свободы», — говорил Рейган в своей речи при вступлении на пост президента в 1981 г. Он заметно способствовал праву евреев покинуть Советский Союз. Под рейгановским давлением запреты и ограничения слабели, началась массовая эмиграция евреев.
«Помню, как осенью 1980 г. я оказался в московской синагоге, — вспоминает на страницах американского издания «Еврейский Мир» о надеждах, связываемых с Рейганом, один из бывших советских евреев. — Вошел в традиционный шалаш — сукку и обнаружил группу евреев, сидевших за накрытым столом. Пожилой религиозный еврей предложил мне сесть и поднял тост за Рональда Рейгана. «Слово «Рейган» означает на идиш «дождь», — начал он. — В молитве «Шма Исраэль» говорится, что Всевышний посылает благословение в виде своевременных дождей. Нам, советским евреям, сейчас очень тяжело, пусть Рональд Рейган — дождь победит на предстоящих выборах в США и станет для нас всех благословением — дождем».
Израильский политический деятель, советский диссидент Щаранский подчеркивает, что борьба Рейгана с «империей зла» была и сражением за освобождение евреев, узников Сиона, диссидентов. Именно благодаря Рейгану многих политических заключенных выпустили из советских тюрем. Среди них был и сам Щаранский, освобожденный в 1986 г.
Александр КУМБАРГ
Фото: Wikipedia / Ronald Reagan Presidential Library