Фото: ichef.bbci.co.uk
Американская пресса освещала церемонию вступления Джо Байдена в должность в восторженной северкорейской манере. Даже комментатор консервативной телевизионной компании «Фокс ньюс» Крис Уоллес, давно раздражающий изрядную часть аудитории своего канала, но, тем не менее, уцелевший в нынешней чистке «Фокса», заявил, что инаугурационная речь нового президента была лучшей из всех, им услышанных.
Кстати, выступая в воскресенье по «Фоксу», именитый опросчик Фрэнк Ланц сокрушенно заметил, что американцы разных мировоззрений ныне совсем перестали слушать и понимать друг друга, а кабельные каналы распинаются исключительно перед своей однородной аудиторией. Он иллюстрировал последнее обстоятельство следующей статистикой: 95% зрителей Эм-эс-эн-би-си голосовали за Байдена, равно как и 96% аудитории Си-эн-эн, тогда как 93% фанатов «Фокса» — за Трампа. Это так расстроило Ланца, что он решил завязать с опросами. Надеюсь, он передумает.
Продолжая рассказ об инаугурации: дикторы левых каналов вообще испытывали оргазм и сравнивали выступление Байдена с самыми знаменитыми речами Джона Кеннеди и Авраама Линкольна. Вскоре после этого новый хозяин Белого дома подписал 17 президентских указов, меморандумов и прокламаций, отменявших самые разумные шаги, сделанные его предшественником Дональдом Трампом, прежде всего по части иммиграции, охране границ, экономике, окружающей среде и женскому спорту, чье будущее ныне туманно, поскольку в него приказано допустить мужчин.
Как учил ехидный Барак Обама, выборы имеют последствия.
Последствия прояснились в первый же день байденовского правления и подтвердили худшие опасения нормальных людей, подозревавших, что новый президент США является Троянским конем ультралевых кругов Демпартии.
Как пишет сайт «Аксиос», «президент Байден убаюкивающе звучит, как центрист. Он обещает, что будет править, как умеренный центрист. Но первые его шаги показывают, что он выполняет обещание продвигать либеральную программу».
Замечу, дабы избежать терминологической путаницы, что «либеральный» означает здесь не то, что мы под этим всегда понимали, а «левый», «левацкий». Традиционные либералы в Демократической партии почти исчезли, центр ее за последние годы сдвинулся резко влево, и, по ее нынешним понятиям, и Клинтон, и даже Обама уже катастрофически реакционны. Если бы не их прежние заслуги, твиттерная свора, или твиттерня, сожрала бы их с потрохами.
Раз я уже завел разговор о терминах, то добавлю, что когда наши левые обвиняли Трампа в покусительстве на «демократию» в США, то они имели в виду не традиционное значение этого слова, то есть правление большинства и проч., а свои прогрессивные представления о жизненном устройстве, на которые Трамп действительно покушался.
«Никогда еще президент не сделал столько одним росчерком пера за такое короткое время, сколько сделал Байден, — продолжает «Аксиос». — И эти конкретные шаги вкупе с курсом на назначение группы более прогрессивного персонала регулятивных органов и советников больше напоминают Байдена периода демократических праймериз, чем Байдена времен всеобщих выборов».
Скажу в защиту Байдена, что он не особо маскировался и перед всеобщими выборами, а после них совсем разошелся. Он, например, назначил в минюст заведовать борьбой за гражданские права барышню, которая писала, что наличие у черных богатырских количества меланина дает им значительное физическое, умственное и морально превосходство над белыми. Другая его советница вылетела из администрации Обамы после того как публично занесла Мао Цзедуна в число своих любимых политических философов. При Обаме это еще было зазорно. Сейчас, очевидно, страсть к Мао есть знак качества.
Один из умнейших членов Конгресса, бывший боец военно-морского спецназа США республиканец Дэн Креншоу, потерявший правый глаз в Афгане, глянул на первые распоряжения Байдена и заключил, что в них нет ничего, отвечающего насущным чаяниям рабочего класса страны или способствующего открытию малого бизнеса и вообще возрождению экономки. Сказать проще: в них нет ничего для простых американцев.
Впрочем, кое-что все-таки есть.
В своей речи Байден скорбно отметил: «Исчезли миллионы рабочих мест, закрыты сотни тысяч бизнесов». И тут же выбросил на улицу десятки тысяч строителей нефтепровода «Keystone XL» и пограничной стены, было вернувшей Америке при Трампе ее утраченный суверенитет, которого не бывает у стран с открытыми границами. Назначенного Байденом министра транспорта, бывшего кандидата в президенты США Пита Буттиджича спросили об увольнениях в ходе утверждения его кандидатуры в Сенате. Тот, не моргнув глазом, ответил, что уволенных ждут такие же высокооплачиваемые места в другой отрасли.
Буттиджич имел в виду радужные перспективы, которые откроет перед ними новая зеленая энергетика имени Александрии Окасио-Кортес, бесследно сожравшая сотни миллионов долларов при Обаме.
Если Байден не сделал ничего для американцев, не считая Голливуда, СМИ, профессуры, БЛМ и прочей прогрессивной интеллигенции, то он сделал много для других. Байден вернулся в Парижское соглашение по климату, из которого вышел Трамп. Как пишет консервативная публицистка Лея Баркукис, это отвечало интересам Китая и европейских дипломатов.
Отмена строительства нефтепровода «Кистоун», по ее словам, обрадует российских олигархов, Кремль, Китай и Венесуэлу. Прекращение строительства стены ублажит нелегалов, которых отныне нельзя называть illegal aliens и даже undocumented immigrants, а следует величать non-citizens. Это тоже временно: Байден распорядился открыть 11 млн. из них путь к получению американского гражданства. Следующие миллионы не заставят себя долго ждать. Безработные американцы будут с радостью делиться с ними рабочими местами, а сами сядут на фудстэмпы и оксикодон.
Сносить ли уже построенную Трампом стену, Байден пока не решил. Но оставить на границе этот символ трампизма, скорее всего, будет для наших новых хозяев нестерпимо. На месте “Антифы” я бы пришел к ней с ломиком, как молодежь когда-то шла к Берлинской стене.
Байден также распорядился прекратить на 100 дней депортацию всех нелегалов, в том числе уголовников.
«Президент Байден поможет всем нам, — заметил журналистам будущий гражданин США, направляющийся с караваном неграждан к американской границе из Гондураса. — Он дает нам 100 дней на то, чтобы добраться до США, и даст нам документы, чтобы мы обеспечили лучшую жизнь своим детям и своим семьям».
Байден также грозился обеспечить всех неграждан медицинской страховкой. Пока он все свои обещания выполняет. Он заявил, что положение с коронавирусом не улучшится еще несколько месяцев, когда маски начнут прирастать у нас к лицу. Тоже, очевидно, выполнит. Си-эн-эн, тем не менее, прекратило вывешивать каждый день растущий счет умерших от коронавируса, хотя, казалось бы, могло сделать это уже 4 ноября.
По поводу президентского указа Байдена отменить строительство нефтепровода Keystone XL.
Давайте сначала пред-история. По данным правительства Канады, её нефтяные месторождения занимают третье место в мире после Венесуэлы и Саудовской Аравии. США является основным импортёром канадской нефти и на нашу долю приходится 98% того, что Канада экспортирует. Существует нефтепровод Keystone, который доставляет нефть из канадской Альберты на американские нефтеперерабатывающие предприятия в мексиканском заливе. То есть этот нефтепровод уже есть и работает.
До финансового кризиса в 2008 году, когда сланцевый бум ещё не произошёл и когда цены на нефть были просто астрономическими, канадская корпорация TransCanada (позднее переименована TC Energy), предложила строительство дополнительного нефтепровода Keystone XL.
По этому новому нефтепроводу предполагалось перегонять 830,000 баррелей нефти в транспортный узел в Стил Сити, Небраска, после чего по существующей инфраструктуре перегонять к заводам на побережье Мексиканского залива. То есть, на тот момент, учитывая высокие цены на нефть, и что сланцевая добыча в США ещё не набрала обороты, то построить новую ветку нефтепровода для дешёвой канадской нефти имело смысл.
Эта идея сразу подверглась жесточайшей критике экологических организаций. Они боялись аварий на протяжении нефтепровода, которые загрязняли бы окружающую среду. Фермеры, владельцы ранчо и коренные американцы, проживающие вдоль предложенного маршрута, были против поскольку под удар попадали экологически уязвимые районы и загрязнялись бы важные питьевые и ирригационные источники.
Но больше всего их противостояние было из-за того, что новый нефтепровод означал увеличение добычи нефти, а канадская нефть добывается в битуминозных песках и вызывает больше выбросов парниковых газов, чем добыча большинства других видов нефти. Экологические организации, такие как Sierra Club и Национальный совет по защите ресурсов, выступили против строительства Keystone XL.
Опасения экологов надо разбить на две категории.
Первая категория транспортировка нефти. Государственный департамент при президенте Обаме пять раз докладывал, что сам нефтепровод не окажет существенного влияния на выбросы парниковых газов.
В то время как доставка нефти по железной дороге или танкерами приведет к увеличению выбросов на 28–42% и увеличится шанс аварийных выбросов нефти. Хотя естественно аварии случаются и с нефтепроводом, а именно в ноябре 2017 года произошла авария на Keystone, что привело к выбросу 5,000 баррелей нефти и на неделю вывело нефтепровод из строя.
Помимо этого, Госдеп дважды приходил к выводу, что сам проект по строительству не нанесет значительного ущерба окружающей среде. Также исследование, проведенное в 2013 году, показало, что на этапе строительства будет трудоустроено 4200 человек, а после завершения — 35 человек.
К концу президентства Обама произошли важные изменения. Во-первых, случился бум добычи сланцевой нефти, в результате которого снизилась острая необходимость в дешёвой канадской альтернативе.
В США добыча нефти увеличилась на 230%, или на 6.9 миллионов баррелей в день. Это соответственно привело к падению цен на рынке, поставило вопросительный знак на экономической окупаемости дополнительной ветки.
Для того, чтобы постройка Keystone XL имела финансовый смысл, цена на нефть должна составлять как минимум 80-90 долларов за баррель. Если в 2008 году, когда появилась идея создания Keystone XL, цена на нефть была $140 за баррель, то к концу 2015 цена колебалась на отметке $50. Плюс вопрос климата стал иметь всё более весомый политический резонанс.
Ввиду этих факторов в ноябре 2015 года администрация Обамы отклонила разрешение на строительство Keystone XL сославшись на опасения по поводу изменения климата.
Строительство Keystone XL было одним из обещаний предвыборной кампании президента Трампа и с приходом к власти он изменил решение предыдущей администрации и возродил проект по строительству нефтепровода.
Теперь вернёмся ко второй категории экологического вопроса — добыча нефти. Чтобы снизить волнения экологов, канадские производители (с их слов) решили создать планы по снижению количества выбросов углерода, в том числе за счет использования меньшего количества угольной энергии и большего использования возобновляемой.
TC Energy обязались потратить 1.7 миллиарда долларов на солнечную, ветровую и аккумуляторную энергию для эксплуатации частично завершенной системы нефтепроводов. В целом пообещали исключить выбросы парниковых газов от производственной деятельности к 2030 году.
Помимо этого, естественно важным фактором были рабочие места. TC Energy пообещали нанимать исключительно профсоюзы. В августе прошлого года компания заключила сделку с четырьмя профсоюзами на строительство нефтепровода. За этим последовала сделка в середине ноября, с пятью племенами коренных американцев, которые получили долю во владении примерно на 785 миллионов долларов. В новом трудовом соглашении с профсоюзами было оглашено приоритетное внимание развитию возобновляемой энергии. Необходимо добавить, что нефтяная промышленность имеет долгую историю стабильной заработной платы и использование профсоюзных рабочих.
С приходом в Белый Дом президент Байден практически первым делом отозвал разрешение на строительство Keystone XL в этот раз выполнив уже своё предвыборное обещание сославшись как и его предшественник-демократ на изменение климата.
Дело в том, что если не считать создание рабочих мест во время строительства нефтепровода то нет особенной необходимости в Keystone XL.
Во-первых, в последние годы производители увеличили транспорт нефти по железной дороге, что снизило потребность в нефтепроводе. Во-вторых, некоторые из существующих линий находятся в процессе расширения с целью удвоения мощности, что позволит к концу этого года доставлять около 760,000 баррелей нефти в сутки.
Также правительство Канады расширяет принадлежащую государству линию Trans Mountain на 590,000 баррелей в сутки. Эта линия нефтепровода заканчивается в Ванкувере, откуда можно доставлять нефть танкерами.
Наконец TC Energy получила одобрение США на расширение самого Keystone, что добавит дополнительно 170,000 баррелей в сутки. Другими словами, если сложить все расширения существующих нефтепроводов, увеличение добычи нефти на внутреннем рынке и альтернативные маршруты транспортировки из Канады — необходимость в строительстве Keystone XL отпадает. Отмена Keystone XL никак не скажется на цене на бензин для американского обывателя.
Конечно же потеря рабочих мест при строительстве нефтепровода будет достаточно ощутима при условии, если администрация Байдена не сможет их восстановить другими способами. На энергетическую независимость Северной Америки решение администрации Байдена по Keystone XL никак не отразится.