
«Злые страницы» открыли дискуссию с режиссёром и сценаристом Львом Лейбо. Круг вопросов в основном о проблемах русской общины Америки, в частности Нью-Йорка:
— Что такое русскоязычная община в Америке?
— Есть ли она вообще?
— Нужна ли она?
— Если нужна, то почему?
— Какие проблемы должна решать?
В ходе нашего спора мы пришли к мнению о том, что русскоязычной общины, как какого-то структурного образования в Нью-Йорке действительно не существует и, как утверждает Лев, существовать не может. По крайней мере до тех пор, пока не появится некий, как он выразился, «общиннообразующий инструмент». Таким инструментом, по мнению Льва Лейбо, может стать что-то вроде «ОБЩЕДОСТУПНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТЕАТРА — ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ».
В этом определении важно каждое слово. Но акцент был сделан на словосочетании «ОБЩЕДОСТУПНЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ». (Мне не нравится слово «театр». Оно подразумевает нечто искусственное, наигранное, специально поставленное…)
В нашем проекте речь идет о своеобразном месте, где любой и каждый представитель русскоязычной иммиграции, может выступить на любую тему, поднять и предложить для обсуждения любую проблему.
Но почему обязательно телевизионный? Да потому, что из всех СМИ телевидение остается наиболее массовым и влиятельным инструментом формирования общественного мнения.
Казалось бы, в век новых информационных технологий, включающих и телевидение, здесь мало нового. У пользователей действующих русских каналов пальцев не хватит перечислить всевозможные ток-шоу разного уровня и направленности, «канализируемые» издалека.
Проблема всего лишь в том, что они прямого отношения к нашей жизни не имеют и даже при всей кажущейся привлекательности некоторых из них, только уводят нас от проблем, а иногда загоняют их вглубь…
Вот мы и решили начать с читателями разговор в двух аспектах:
— о новом телевизионном проекте и…
— о проблемах нашей общины, которые этот проект призван решать.
Надо сказать, что мы получили огромное количество противоречивых откликов. Мы планируем обратиться к нашим коллегам-журналистам, к руководителям СМИ с просьбой поделиться своим мнением по поводу этого проекта.
Самое удивительное, что первыми стали приходить отклики от Интернет-читателей из-за рубежа. Оказывается, наши проблемы им не безразличны.
В сегодняшнем выпуске «Злых страниц» мы публикуем малую часть полученных нами писем. Мы попросили Льва Лейбо прокомментировать эти послания, тем более что он с помощью группы волонтёров успел провести ещё и собственное.
ГЛУБОКИЙ РЕЙД
Аналитический репортаж
с полемикой… (на шее)Затеяли мы полемику на свою шею, а теперь ничего не поделаешь, надо с ней, с полемикой, как и с шеей, жить как-то…
Посовещавшись, мы с группой волонтеров решили внедриться в общинные массы. Так сказать, совершить глубокий рейд в поверхностные слои русскоязычной комьюнити. Должны же мы иметь хотя бы элементарное представление об элементарных её частицах, то есть на примере общения с отдельными членами условной общины получить хотя бы приблизительный срез того общества, в котором нам повезло жить. С которым хотелось бы начать жить по-новому в «ТЕЛЕВИЗИОННОМ ТЕАТРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ» под условным названием «ДАЙТЕ СКАЗАТЬ!»
Но ведь здесь не принято так вот запросто подходить к незнакомому человеку и нарушать его «прайвеси» — можно и схлопотать… Зато на каждом углу раздают флайерсы, то бишь листовки, по-русски говоря.
Мы, конечно, до простой коммерции опускаться не стали. Всё-таки товар наш более хрупкий — идея. Поэтому и листовки наши размером посолиднее и название гордое — постер. И текст, вызывающий на откровенный разговор. Один из волонтёров помог нам с бумагой и краской, другой — сделал тираж под тысячу экзов. Нам осталось только распространить и, по возможности, в прямом контакте с русскоговорящими обитателями Брайтона, Кингс хайвей и других «русских» районов прощупать отношение к нашей затее в целом и проверить готовность народа в ней участвовать.
Конечно, вся информация есть в газете. Но пока её купят, пока прочитают… Вот мы, вручая постер в руки, и задавали вопросы:
«Вы смотрите русское телевидение?» «У вас есть Интернет?»
Если следовал утвердительный ответ, мы вручали постер с указанием сайта газеты и с электронным адресом ведущего рубрики.
Многие зрелые мужчины и женщины явно работоспособного возраста отвечали: «Нет,.. нам некогда — надо деньги зарабатывать… устаю очень… иногда смотрю по выходным… родители смотрят… это мешает изучению английского… слушаю русское радио в машине… мне дети запрещают подписываться — живем вместе… я всё это видел в «той» жизни… я всё узнаю из Интернета… из газет… и т. п.»
Что же касается пожилых людей, то почти все они, за редким исключением, подписчики русского телевидения, и темы разговоров у них «телевизионно-газетные», а в тематике разговоров преобладает политика, жилищно-бытовые проблемы, успехи детей и внуков… Правда, с последними у многих контакт разлаживается: территориальный и языковой барьер, занятость детей собственным выживанием… Интернет-версии газет им доступны в меньшей степени… Но если в ходе диалога выяснялось, что дети или внуки смотрят русское телевидение или пользуются Интернетом, мы просили передать им наше послание с просьбой откликнуться. Отношение к нашему проекту у этой группы неожиданно утилитарное: «Конечно, поддерживаем! — может, хоть в телевизоре лишний раз детей увидим».
Но среди работающих — и другая категория. Почти у каждого из них нет проблем с английским (и таких большинство). Они с удовольствием смотрят и русское, и американское телевидение, склонны к сравнительному анализу информации из разных источников, не гнушаются развлекательных передач. Большинство из них в разговорах признало, что, если бы такая «народная» программа появилась, они бы с интересом ее смотрели и даже участвовали…
Но перейдем к самим письмам наших читателей с комментариями Льва Лейбо. Поскольку, как мы уже сообщали, писем очень много, часть из них публикуется с сокращениями. За что просим извинения у авторов.
Из тех писем, которые мне переслал Леонид, я выбрал самые концептуальные. Не все они прямо отвечают на поставленные нами вопросы. Предложенные авторами темы для телепередач надо искать в контекстах размышлений о самом сокровенном. Но к темам мы ещё вернёмся. Сейчас важно другое. Все представленные сегодня авторы откликов прямо или косвенно подтверждают мысль, что пора поговорить «глаза в глаза», но публично. А эту возможность может дать только телевидение.
Лена ХАЗАН, поэтесса,
в прошлом педагог, Квинс
Уважаемый Леонид, я часто слушала Ваши передачи по радио, и если я правильно поняла, Вы хотите услышать те голоса, которых обычно не было слышно, потому что они молчали. Но мы молчали не оттого, что сказать нечего, а просто не хотелось быть услышанными в таком хоре, можно сказать, анонимных голосов. Ведь так легко сказать любую гадость, когда тебя не видят. И нам нередко приходится быть свидетелями этого кошмара. Приходится удивляться, как у Вас хватает выдержки. Сказывается, наверное, Ваше педагогическое прошлое, чего не хватает другим рейтингово-хамоватым ведущим. Теперь, похоже, может появиться уникальная возможность без посредников поговорить с умным, интеллигентным человеком. Если Ваш со Львом Лейбо проект осуществится, может быть, одной из первых тем телепередач должен стать разговор о культуре дискуссии, об уважении к собеседнику, даже если он неправ. Ведь пока нас слушают по радио, а если ещё увидят по телевизору, то какие примеры общественного поведения мы подаем нашим детям и внукам?
Желаю Вам успеха в раскапывании жемчужного зерна. Я Ваш единомышленник.
Тема воспитания не только детей, но и общества в целом так естественна для наших женщин. Продолжает её
Евгения РОЗЕНЦВИТ, художник-керамист,
автор композиции «Еврейское местечко»
Дорогие Леонид и Лев!
Вы начали глубоко копать! И пусть это будет не «подкоп», а «котлован» для основательного фундамента для «Здания» русской общины, которой, как вы оба утверждаете, пока нет.
О чём хотелось бы в этом «Здании» говорить. Часть евреев, иммигрировавших из России, приобщились к религии и сняли с себя многие вопросы. Для остальных эти вопросы встают очень остро. Кто мы — русские евреи? Зачем мы здесь? Какой духовный багаж мы привезли с собой и хотим сохранить в Америке? Какими мы хотим видеть своих детей, какую культуру мы можем и должны им прививать.
Какие точки соприкосновения должны объединять иммигрантов разных волн?
Где она — культура русских евреев, культура прослойки, которая создавала определённый климат в России в тяжёлые для страны годы? Культура не должна быть массовой. Её надо нести в массы. Но как? Не имея в распоряжении современного средства человеческого общения, каковым сегодня является телевидение?
Думайте, господа, пришло время. Что посеем, то и пожнём!
***
А вот несколько иной аспект темы «корней» и адаптации в новой среде. Чем не оппоненты в будущих теледебатах?
Мирон РЕЙДЕЛЬ,
Нью-Джерси, писатель,
в прошлом работник Центрального телевидения в Москве
Дорогой Лев Лейбо, полностью поддерживаю идею создания русского телевизионного канала и готов принять в этом посильное участие. Для начала предложил бы рубрику или отдельную серию передач — «Мы — в Америке», «Русские в Америке», «Кто есть русские» или что-то в этом роде. Дело в том, что русской общины в Америке никогда не было и не будет, как не было и не будет общины евреев — выходцев из России, татар — выходцев из России, общин других этнических групп из России… Все мы — выходцы из России — русские. Наш родной язык — русский, мы воспитаны не только на русской культуре, но — сказал бы — на русской (российской) ауре. Россия, как и Америка, — полиэтническая страна, со своей культурой. Её создавали поколения представителей многих этнических групп. К сожалению, этого не понимают нынешние псевдопатриоты и псевдонационалисты черносотенного розлива, не только обедняя, но и оскопляя смысл и значение русской культуры и её место в мировой культуре. Именно потому, что мы выходцы из полиэтнической страны, легко внедряемся, распространяемся и даже ассимилируемся, как и американцы, в любой стране. А сегодня -после развала СССР — русские расселились по всему миру.
***
Павел АРКАДЬЕВ, журналист, искусствовед, Москва
Уважаемая редакция! Я познакомился со статьей «Народ безмолвствует?» от 30 октября. Замечательная дискуссия двух остроумных журналистов. Я живу в Москве и далек от проблематики, затронутой в этой беседе. Но что-то задело меня. Может быть, острота темы, несговорчивость оппонентов? Да и убедительность аргументации обеих сторон заставляет думать, что истина где-то посередине. А где эта середина, и в чем она? Думается, прежде чем огород городить, надо бы спросить у русскоговорящих ньюйоркцев, хотят ли они оставаться русскими…
Может быть, я ошибаюсь, в Америке я был давно, и сейчас настроение русских американцев изменилось. Но во всех случаях, мне думается, надо выяснить, хотят ли они идентифицировать себя как русские и жить в русской культуре. Иначе эта интересная затея окажется просто ненужной. Было бы жаль. Вот если бы меня спросили, я бы сказал — ДА!
***
Мы говорим даже не о канале, а всего лишь о передаче, о программе, которая должна повернуться лицом к общине. Которая будет говорить о проблемах не где-то там «за бугром», а о сегодняшних, наших, которые сейчас надо решать или хотя бы обсуждать.
Николай БУРДИН,
доктор экономических наук, профессор, Москва
Уважаемый Леонид!
Мы внимательно следим по Интернету за всеми Вашими публикациями. И вот совсем недавно, увидели знакомую по московской культурной жизни фамилию. Конечно, мы поддерживаем очередную «сумасшедшую идею» Льва Лейбо. И прекрасно, что он нашёл поддержку в Вашем лице. Жаль только, что нам не удастся увидеть её через океан. Но ведь у нас сегодня есть Интернет. И мы надеемся, что хотя бы в его версиях сможем следить за вашим совместным «сумасшествием».
Желаем Вам успехов и удач в Вашей идее создания «народной» программы.
Вы правы в том, что в условиях рыночной экономики главенствует бизнес. Но и в условиях нормального рынка развивается наука, искусство, и человек создает шедевры, которые будут радовать человечество веками.
А умная и интересная передача на телевидении — это тоже маленький шедевр. Как говорят, «Дерзайте — вы талантливы!»
Всего вам доброго.
Юрий КЛЕБАНОВ,
поэт, драматург, профессор кафедры режиссуры Московского Государственного университета культуры
и искусств
Уважаемый господин Амстиславский!
В своих блужданиях по сети я иногда читаю газету «Еврейский Мир». Сегодня меня заинтересовала статья «Народ безмолвствует?» с Вашими комментариями. Вопрос, который поднимает Лев Лейбо, с одной стороны кажется мне очень интересным, а с другой — немного наивным.
Как я понимаю, речь идёт о языковой и культурной общине, потому что, насколько я знаю, конфессиональные общины существуют и действуют успешно. Думаю, что предметом этой (то ли существующей, то ли нет) общины являются не русские, а все мы, которые еще недавно назывались словосочетанием «советский народ». И если одна двухсотая часть этого народа теперь живет в Новом Свете — это не может быть причиной того, что они внезапно стали американцами.
Как я понимаю, речь, прежде всего идет о культурной самоидентификации, о том, есть ли у этой группы общие темы, идеи и духовные ценности. И что надо сделать, чтобы их не утерять (для одних) и приобрести (для других). Дон Кихот, которого, по чистой случайности, сегодня зовут Лев Лейбо, опять пришпорил своего Росинанта, поднял копьё и бросился в атаку на злобных великанов под названием «лень», «равнодушие», «эгоизм». Те же самые великаны сегодня терзают и Россию. Вы не задавали себе вопроса, почему сегодня так мало талантливых людей находит себя вне России? Мне кажется, что ответ один — у них нет аудитории, нет общинного интереса к их творчеству. Человеческий прагматизм играет с вами злую шутку, поэтому я думаю, что Вы правы — общины нет. А вот может ли она состояться? Я очень уважаю людей, которые не только говорят «Надо сделать», а предлагают, как это можно сделать. Путь, предложенный Львом Лейбо, как мне кажется, может оказаться «дорогой, ведущей к Храму». Не сразу, не мгновенно, но создав механизм обратной связи, дав людям возможность говорить и быть услышанными, направить их по пути духовной самоидентификации. Это может стать первым шагом к духовному объединению. И не важно, какие темы вы выберете для своей будущей телепрограммы, важно другое: как вы сумеете их раскрыть. Будут ли это вопросы культуры, искусства, общественной жизни или политики — важно, чтобы люди почувствовали: это касается всех. В России было много таких программ, и их влияние было огромным. Не случайно в сегодняшней ситуации лучшие из них закрыли. А у вас есть возможность сделать это. Не упустите её.
Я желаю вам успехов в Вашем деле.
***
Заседание продолжается, господа присяжные заседатели. Сделаем всё, что бы оно было перенесено с газетных полос в телестудию.
Ждём вашей поддержки и ваших предложений.
Письма комментировал
Лев Лейбо


Уважаемые господа Лейбо и Амстиславский!
Вы притворяетесь, или действительно не понимаете где и с кем рядом вы живете? Какая \»народная программа\»?! Какой \»народ\»? Где вы этот \»народ\» видели? Наш иммиграционный \»народ\» интересует только деньги, пожрать, да поз**ть по поводу Израиля. За бабки любой из русских каналов предоставит слово кому угодно — от Ахмадиниджада до любого серийного убийцы и насильника. Без денег — даже Господу откажет! \»Общине\» наплевать на все! Она, все-равно будет смотреть только сериалы.