— Люди склонны обвинять других в своих неудачах, — обратился однажды директор школы «Мир» рабби Ньюман к старшеклассникам, среди которых был и мой сын. — Подростки зачастую винят во всем родителей, школу, забывая, что у каждого человека есть свобода выбора!
«Человек обладает свободой выбора, — пишет Маймонид в «Законах о раскаянии» (4:1-2). — Пожелает пойти по пути добра и быть праведником — ему это дано; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность… И нет никого, кто бы заставлял его, решал за него, влиял на выбор им одного из двух путей, — лишь он сам, по своему разумению, направляется по тому пути, который изберет».
Разбойник Рейш Лакиш стал мудрецом Талмуда, тогда как Ахер, ученый времен Мишны, отрекся от веры…
— Почему Эйсав не получил полагающегося ему первородства? — спросил своих одноклассников ученик «Синай Академи» Гершон Фельдман, приехавший в начале 90-х годов в Нью-Йорк из Черновцов. Ребята наперебой начали отвечать, рассказывая, как Яаков отобрал благословение первородства у Эйсава. Ответ Гершона потряс нас всех своей глубиной.
— Эйсав не захотел!
Причина не в Яакове, а в самом Эйсаве. Все началось с того, как «пренебрег Эйсав первородством». (Берешит 25:34)…
Эйсав и Яаков родились в одной семье, получили одинаковое воспитание Ицхака и Ривки, ходили в одну школу Шема. Так почему же один вырос негодяем, а другой праведником?
Эйсав не захотел! Ему некого винить, кроме самого себя. Велика награда Яакова, совершившего правильный выбор!
… Величие Торы состоит в том, что она преподносит разные уроки разным людям. История Эйсава и Яакова говорит детям об их свободе выбора, одновременно предостерегая родителей, что все же многое зависит и от них.
Попытка одинаково воспитывать разных детей, подобных Яакову и Эйсаву, может привести к тому, что один из них пострадает, — утверждает рабби Герш. Интенсивная учеба привьет такому ребенку, как Яаков, навыки черпать из источника мудрости, тогда как ребенок типа Эйсава будет с трудом дожидаться того дня, когда сможет выбросить учебники. Если бы Ицхак и Ривка поняли природу Эйсава, то сумели бы направить сокрытую в нем силу на служение Всевышнему. Тогда Яаков и Эйсав остались бы близнецами не только по крови, но и по духу; и кто знает, какой оборот приняла бы вся дальнейшая история… Еще один урок извлекает рав Герш из того, что «Ицхак любит Эйсава…а Ривка любит Яакова» (Берешит 25:28). Согласие между родителями, их любовь ко всем детям, даже к тем, которые не так хороши, а поэтому нуждаются в особой любви и преданности еще больше тех, кто физически ущербен, — это краеугольный камень успешного воспитания детей.