Мир предков Нейла Фолберга (1950 г.р.)

Фото: contemporaryworks.net

На одном из камней Стены плача обнаружены уникальные древнееврейские строки из «Книги пророка Исайи»: «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень». Спустя тысечелетия известный израильский фотограф Нейл Фолберг сделал, казалось бы, невероятное, чтобы «возрадовалось сердце» наше, погрузившись посредством фотографии в мир предков.

Нейл Фолберг родился в Сан-Франциско. Его детство прошло на Среднем Западе в окружении фотографии. И, когда ему в 14 лет отец, владелец фотогалереи, подарил камеру, он уже знал, чем будет заниматься в будущем. Уроки, данные ему известным фотохудожником Анселом Адамсом (1967), традиции ландшафтной фотографии Западного побережья оказали сильное влияние на всю последующую работу фотографа. Фолберг завершил своё художественное образование в Калифорнийском университете в Беркли, где изучал фотографию по индивидуальной программе под руководством Уильяма Гарнета (известного своими аэрофотосъёмками США в 1940-е годы).

В 1970 году Фолберг получает в университете Беркли президентскую стипендию, позволившую ему шесть месяцев совершенствовать своё фотографическое мастерство в Македонии (Югославия).

После смерти отца Фолберг с женой в 1976 году переезжает в Иерусалим, где в Nahalat Shivah, центре искусств и ремёсел, открывает собственную фотогалерею Vision/Neil Folberg Gallery. С этого времени начинается его карьера художника, получившего мировое признание.

В 1979 году Фолберг фотографирует Синайскую пустыню. Съёмка продолжалась три года – до возвращения этой территории под контроль Египта (1982). Эти фотографии составили небольшую книгу «Синай», изданную в Иерусалиме (1984). Ландшафты пустыни настолько увлекают Фолкнера, что он, расширяя географию съёмок, фотографирует пустыни Израиля, Египта и Иордании, бесплодные земли этих стран, их драматические контуры и ослепительный свет, создаваемый ночным небом над ними.

О своих впечатлениях от этих чарующих мест Фолберг рассказал в книге фотографий «Земля пустыни: фотографии Израиля, Египта и Иордании» (1987). Эти места – побережье Мёртвого моря, древний Луксор, пирамиды Гизы, Храмовая гора… – их красота, их экзотика ещё больше насыщены из-за богатых исторических и религиозных ассоциаций. Несколько багряных холмистых пейзажей в лучах заходящего солнца, снятых в Иудее и Синае, просто превосходны. Израильские горы не очень высоки (700 – 800 м), но они гармонично вписываются в эти величественные, немного грустные библейские ландшафты. Они прекрасны в цвете, но и сфотографированные много позже в чёрно-белом изображении, освещённые неисчислимыми звёздами и луной, они завораживающе таинственны и необъятны, как сам космос.

neil-folberg-celestial-nightttttttttt

Фотографии ландшафтов Израиля, Египта и Иордании были показаны на выставках в музее Нисефора Ньепса в Chalon-sur-Saone во Франции в 1990 – 1991 годы и в Еврейском музее (Сан-Франциско) в 1992 году.

Около двух тысячелетий с 70 года нашей эры и до 1948 года еврейский народ не имел родины. Но, где бы евреи ни находились, они строили синагоги как убежище своей веры, как символ своего пребывания на Земле.

«И пусть сделают они Мне святилище, и Буду обитать в среде их…». Exodus 25:8

В 1992 году Нейл Фолберг по договору с нью-йоркским издательством Aperture приступил к осуществлению своего самого грандиозного проекта – фотографированию синагог по всему миру. Центр еврейского искусства при Еврейском университете в Иерусалиме, обладающий обширной базой данных по синагогам, помог ему выбрать для съёмки наиболее интересные синагоги разных периодов строительства, территорий и архитектурных стилей. Оказалось, что некоторые из строений, которые Фолберг предполагал сфотографировать, больше не существуют, другие используются не по назначению, иной раз в качестве магазина автодеталей или церкви.

Сотню лет назад для осуществления такого проекта потребовалось бы посвятить всю жизнь. За три года Фолберг со своим ассистентом и 220-фунтовым оборудованием пропутешествовал по 18 странам Европы, Азии и Америки, фотографируя синагоги в Индии и Узбекистане, в Праге и Амстердаме, в Иерусалиме и Нью-Йорке.

«Эти фотографии, – пишет Нейл Фолберг, – по существу, личные документы. Я часто приходил в эти здания на несколько минут один до появления людей или оставался там на некоторое время после их ухода. В синагогах, которые не используются или используются нечасто, я мог только представить присутствие молящихся. Если кто-то входит в твой дом в твоё отсутствие, он может изучить картины на стенах, перелистать что-то на письменном столе, просмотреть книги, чтобы узнать что-то о тебе. Таким же образом я пытался сделать фотографию пустого помещения, которое, однако, портретирует присутствие людей. Я хотел открыть некоторый аспект коллективной личности молящихся, и я верю, что моё изображение скажет: «Здесь моё место, здесь, на этом стуле я наблюдаю игру света в первые часы утра шаббата».

Фотографии синагог от величественной голландской синагоги, украшенной изящными люстрами до скромной узбекской синагоги, преобразованной из частного дома Рубинова, отражают как общность еврейских традиций по всему миру, так и поразительное разнообразие окружающей среды, в которой евреи живут и выполняют богослужение. Снимки, представленные в прекрасно изданном альбоме «И пребуду я среди них: исторические синагоги мира» с комментарием Фолберга и историческим эссе Йом Тов Ассиса, стали ещё одним документом по изучению истории синагог по всему миру. Этот альбом удостоен Премии национальной еврейской книги.

Просматривая фотографии Нейла Фолберга, мы невольно совершаем удивительное путешествие в мир еврейской жизни. Как не очароваться прекраснейшей синагогой Амстердама! Синагогу в столице Нидерландов построила ашкеназская община – евреи, бежавшие из Португалии в XVII веке. Они поселились в восточной части города в так называемом «еврейском квартале». Проект синагоги создал архитектор Элиас Боуман (1671 – 1675 годы). Архитектура здания смоделирована по образцу храма Соломона. Здание держится на деревянных сваях, забитых прямо в воду. Просторный зал с интерьером в стиле барокко перекрыт тройным сводом, обшитым деревом. Галерея для женщин поддерживается двенадцатью колоннами, символизирующими колена Израиля. Особенно привлекательны её огромные изящные люстры. Искрящиеся огни более тысячи свечей придают необычайную торжественность празничным службам. В синагоге хранится Ковчег с древними свитками Торы. Драгоценные реликвии были сохранены во время Второй мировой войны, будучи запрятанными под крышей на потолочных балках.

Каждая синагога чем-то привлекательна. Одна – интерьером, другая – своей архитектурой или священной памятью, уходящей в глубь веков. Так, синагога Абохав, находящаяся в горном городе Цфат в Верхней Галилее (Израиль), восстановленная после землетрясения 1837 года, до сих пор хранит древнейшие свитки Торы. Она названа по имени знаменитого каббалиста рабби Ицхака Абохава, жившего в ХV веке. Примечательно, что во время землетрясения неповреждённой в синагоге осталась только стена, обращённая к Иерусалиму.

Достойна внимания и нью-йоркская Белостокская синагога в Нижнем Манхэттене. Эта ортодоксальная синагога, построенная в 1826 году из необработанного камня как церковь, была в 1905 году приобретена конгрегацией иммигрантов из Белостока (бывшего российского города, входящего ныне в состав Польши). Живопись интерьера стен и потолка синагоги содержит мавританские мотивы, знаки зодиака. Прекрасные витражи, элегантные люстры, балюстрады, отделанные лиственницей и латунью.

Славится своей превосходной коллекцией серебряных светильников синагога Нахон в Танжере (Марокко). Обилие светильников во многих марокканских синагогах – дань традиции верующих приносить в качестве благодеяния жертвователя масло. К сожалению, ныне многие светильники остались без масла – за последние десятилетия еврейская община Марокко уменьшилась более чем в десять раз и насчитывает сегодня порядка двадцати с небольшим тысяч человек.

Показать наиболее выразительно достопримечательность каждой из синагог стало возможным благоря высокому качеству изображения – превосходная цветопередача, искусно выбранный колорит каждой фотографии, отсутствие глубоких теней. Фолберг при съёмке использовал как естественное освещение, так и свет, излучаемый мощными фотовспышками. Причём для хорошей проработки отдельных зон больших интерьеров приходилось делать до пятидесяти экспозиций на один кадр. Это поистине огромный труд по систематизации и сохранению для истории важной культурной и религиозной традиции еврейского народа.

В конце 1990-х годов Фолберг после долгой работы в цвете вновь возвращается к монохромной фотографии. Потребовалось несколько лет для решения технических проблем, связанных со съёмкой ландшафта в ночное время. Применяя сложные приёмы фотографирования и обработки отпечатков, Фолберг получил изящные, серебристые фотографии, навеянные поэзией ночи, вобравшие в себя и техническое совершенство, и магию древнего времени, и вечность прекрасного. Фотографии, созерцая которые, невольно хочется «забыть убогие заботы».

Ночь – волшебная пора. Когда заканчивается день и наступает ночь, всё земное окутывается темнотой, теряет свои очертания, исчезает линия горизонта, ограничивающая наше пространство, мириадами звёзд открывается космос, а мы – в центре Вселенной, бесконечности. Нейл Фолберг пишет: «В ландшафте я вижу открытие того, как чистая духовность переходит в физическое существование». Чарующий свет, изливаемый звёздами на каменные руины крепостей, оставшихся со времён крестоносцев, огненная вспышка кометы Hale-Bopp, старое оливковое дерево, одинокий наблюдатель лунного затмения, покорили Фолберга. Своё изумление таинством ночи он превосходно запечатлел на фотографиях.

Словно посвящение Нейлу Фолбергу, поведавшему миру красоту и очарование земли Израиля, звучат строки Ивана Бунина:

«Мир не забудет веры древних лет,

Звездопоклонники пустыни,

На ваших лицах – бледный зной планет,

Вы камни чтите как святыни…».

Ночные ландшафты Фолберг представил в книге «Звёздные ночи» (2001), занявшую первое место по разделу «Фотография» на нью-йоркской книжной ярмарке (2002). Фотографии из этой книги в составе экспозиции, организованной издательством Aperture, пропутешествовали по США и Израилю до 2007 года.

После блестящей серии фотографий «Звёздные ночи» Нейл Фолберг в последующие годы вновь возвращается к ландшафту Израиля, к более углублённому представлению Святой земли в цветном изображении. Он делает цикл фотографий «Топография – Время – Израиль», показывая во всей красе землю своей страны. «Топография земли, – говорит Фолберг, – сформировалась временем. Эти фотографии показывают моё место в истории, тогда как «Звёздные ночи» определяют, где моё место в нашей галактике». Ландшафты Фолберга как бы заново открывают природу Израиля, её своебразную красоту. Буквально сразу же после съёмки многие фотографии из этого цикла были показаны на выставке в нью-йоркской галерее «Flomenhaft» в конце 2012 года.

Фотографии Нейла Фолберга показывались более, чем на 50 персональных выставках по всему миру, включая США, Израиль и страны Европы. Его работы представлены в коллекциях более 25 музеев Америки, Европы и Израиля, включая Метрополитен (Нью-Йорк), Bibliotheque National (Париж), музей Израиля (Иерусалим).

В одной из своих книг Нейл Фолберг пишет: «Я полагаю моё видение позволит вам побродить, просматривая фотографии, как я бродил по земле. Я хочу, чтобы вы бродили и удивлялись. Получали удовольствие от присутствия со мной в местах, в которых я побывал».

Лев ДОДИН

11a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора