Я серьезно отношусь к вирусу и первый раз в жизни не хожу на митинги. Я также не справлял День благодарения, хотя скорее потому, что меня никто не позвал. Сидя в одиночестве дома, я натолкнулся на статью одной из властительниц моих дум, Хезер Макдональд из консервативного Манхэттенского института, издающего незаменимый «Сити джорнэл».
Эта статья Макдональд, впрочем, была опубликована в другом незаменимом издании по имени «Спектейтор». Она привлекла мое внимание своим тезисом, заключавшимся в том, что нынешний День благодарения скорее смахивал на шабаш салемских колдуний.
Автор начинает с того, что если бы доктор Фаучи практиковал в 1620 году при дворе английского короля Джеймса, то у современного Фаучи не было бы возможности велеть нам не отмечать День благодарения коллективно, потому что этого праздника не существовало бы. Нынешние запреты, карантины и локдауны проистекают из хронической боязни риска, которая пронизывает современную Америку. Если бы к риску относились так же в XVII веке, в Новый Свет не повадились бы колонисты, и Дня благодарения не существовало бы, пишет Макдональд. Добавлю от себя, что NYANA не поместила бы меня 11 сентября 1974 года в отель «Мэйфлауэр» в Джерси-Сити, когда мы с Вилли Токаревым, — который на самом деле был Вася, — выгрузились в Кеннеди из самолета «Аль-Италии».
«Мэйфлауэр» с колонистами не взял бы курс на Плимут, если бы люди той эпохи были такими же бздунами, как люди нашего времени, и его именем не назвали бы гостиницу в Джерси-Сити. Жизнь пилигримов в Америке была ужасна и смертельно опасна. Почти половина из 102 колонистов с «Мэйфлауэра» не пережила первый год в Плимуте. Иногда мерли по три человека в день.
Такая смертность не была плимутчанам в новинку. В 1607 году был основан Джеймстаун, где за первые 9 месяцев умерли 60 из первоначальных 104 жителей. В 1609 году, когда в море утонуло судно с припасами для Джеймстауна, голод в колонии сделался настолько лют, что поселенцы выкапывали из могил трупы соседей и срезали с костей сохранившуюся плоть. Об этом узнали в 1625 году от первого президента Джеймстауна.
Поселение в Роаноке вымерло полностью. Вообще, из каждых шести колонистов, которые рискнули пересечь Атлантику, выживал лишь один. Современный доктор Фаучи при дворе короля Джеймса никогда не допустил бы столь рискованных предприятий. И, тем не менее, пилигримы продолжали пересекать океан, движимые религиозным рвением, честолюбием, алчностью или жаждой свободы.
Сегодня, пишет Макдональд, мы душим американское общество ради того, чтобы избежать риска, для большинства американцев настолько ничтожного (примерно 0,001%), что в прошлые столетия он не входил бы в их калькуляции опасности. «Наши нынешние заповеди ко Дня благодарения («Сиди в своем коконе!», «Сиди в своем пузыре!», «Сиди в кругу семьи!», «Никуда не езжай!», «Не дели пищу с другими!», «Не прикасайся к членам своей семьи или друзьям!», «Говори только вполголоса!») — это насмешка над духом, который создает страну и поддерживает жизнь человека», — продолжает Макдональд, которая не случайно входит в число моих кумиров и нарывается на обструкцию хунвейбинов всякий раз, когда она отваживается выступить в американском ликбезе.
По ее словам, настоящий момент меньше похож на первое празднование Дня благодарения, чем на истерию по поводу салемских колдуний, разразившуюся в 1692 году. Конечно, коронавирус действительно есть, а колдуний не было. Вирус унес тысячи жизней, а колдуньи — ни одной. Но страх, охвативший в этом году изрядную часть населения и подогреваемый всякими экспертами и начальниками, оторван от реальности так же, как приступ истерии в колониальном Массачусетсе и другие приступы аналогичной паники в средневековой Европе.
У всех были общие проявления этого заразного страха, например, вера во всеобъемлющую угрозу. Мэр Лос-Анджелеса демократ Эрик Гарсетти рекомендовал горожанам «исходить из того, что все, с кем вы сталкиваетесь, заразны». Хотя даже если толковать распространенность этой напасти крайне вольно, инфицирована и заразна лишь очень малая часть тамошнего населения.
А что касается угрозы смерти, то подавляющему большинству населения она не грозит, утешает Макдональд. Средний возраст умершего от коронавируса составляет 80 лет, что на четыре года больше, чем средняя продолжительность жизни американского мужчины в 2018 году. И на год меньше американской женщины. У большинства умерших были сопутствующие серьезные заболевания.
До двух третей умерших от вируса имели большой шанс умереть от других причин в течение 2020 года. 40% жертв вируса скончались в домах для престарелых и аналогичных заведениях.
Чиновники проклинают упрямцев, которые не носят масок на открытом воздухе, и обвиняют их в разносе заразы. На упрямцев без намордников орут прохожие. СМИ пропагандируют ложную причинно-следственную связь: «Граждане продолжают игнорировать рекомендации носить маски, и вот висконсинские медработники сообщили в четверг зубодробительную статистику заражения ковидом-19», — писала недавно «Чикаго трибюн».
Но передача вируса на открытом воздухе в отсутствии толчеи и длительного контакта не подтверждается доказательствами. Согласно информации Центров по контролю над заболеваемостью (CDC), чтобы подхватить вирус, требуется тесное общение с инфицированным на протяжении 15 минут, в подавляющем большинстве в плохо вентилируемых, тесных помещениях. На улице циркуляция воздуха быстро разжижает потенциальную дозу вируса до нулевой концентрации. К тому же встречи под открытым небом обычно слишком быстротечны, чтобы вызывать опасения.
Людей, которые оправились от ковида, часто избегают, как прокаженных, хотя они не заразны, заверяет Макдональд, цитировать которую весьма утешительно. В начале марта, когда вирус обсуждали лишь синологи, я провалялся неделю с температурой и грешил на грипп. Если это был несмертельный случай ковида, я с тех пор никого не заразил. А если тяжелый грипп, то тоже никого.
Опять же: я отношусь к вирусу серьезно; он как-никак привел к смене режима в США. С другой стороны, я, честно говоря, предполагал, что после выборов ковид исчезнет, как сон, как утренний туман. Но не тут-то было. Видать, начальники-демократы вошли во вкус тотального повелевания нами и будут доить вирус еще долго.