В открытом театре, построенном во времена Третьего рейха, вскоре прозвучит опера Рихарда Вагнера, чья музыка и антисемитские эссе вдохновляли когда-то Адольфа Гитлера. Вот только оркестр будет состоять из израильских и арабских музыкантов, а дирижировать ими будет еврей, пишет «Гaaрец».
Знаменитый дирижер Даниэль Баренбойм в интервью немецкой газете «Die Ziet» рассказал о планах своего оркестра «Западно-восточный диван», чьим основателем он является, исполнить в следующем году первый акт вагнеровской «Валькирии» на берлинском Олимпийском стадионе, построенном в 1936 году нацистами.
«Можете себе это представить, — говорит Баренбойм. — Олимпийский стадион был построен Гитлером. Музыку сочинил Вагнер. А исполняем ее мы! Гитлер с Вагнером перевернулись бы в своих могилах». Баренбойм заявил, что созданный им оркестр стал самым главным проектом в его жизни. В нем играют молодые музыканты из Израиля и палестинских территорий.
Вместе с ученым Эдвардом Саидом в 1999 году он основал свой оркестр. Как говорит сам дирижер, «Израиль никогда не поладит с палестинцами, если палестинцы не поймут страданий еврейского народа».
«Я долго размышлял над тем, как такие омерзительные деспоты, как Гитлер и Сталин, могли любить музыку, — говорит дирижер. — Мое объяснение: для них музыка стала неким тайным миром, их собственным укрытием, не имеющим ничего общего с реальной жизнью».
Баренбойм родился в Аргентине, но на настоящий момент является гражданином Израиля. Интерес к музыке он проявлял уже в пятилетнем возрасте, когда мать начала учить его игре на пианино. В семь лет он дал свой первый музыкальный концерт в Буэнос-Айресе. А в 1967 году Баренбойм дебютировал в качестве дирижера и произвел на критиков неизгладимое впечатление. У него сразу появилось множество приглашений от американских и европейских оркестров. Но, несмотря на свой талант, этот дирижер стал известен, в первую очередь, благодаря неоднозначному выбору музыкальных произведений.
Так, в 2001 году он спровоцировал возмущение в Израиле, нарушив неофициальный запрет в стране на исполнение произведений Вагнера. Баренбойм тогда руководил Берлинским филармоническим оркестром «Staatskapelle», который сыграл отрывок из оперы «Тристан и Изольда».
Оперы Вагнера, его эссе, политические убеждения и светский стиль жизни обусловили неоднозначное восприятие его фигуры современниками. В сентябре 1876 года Карл Маркс пожаловался в письме своей дочери Дженни: «Куда бы вы в настоящий момент ни пошли, все задаются лишь одним вопросом: что вы думаете о Вагнере?»
После смерти композитора споры об интерпретации его идей, в особенности в Германии, на протяжении ХХ века только способствовали формированию противоречивого образа Вагнера. Разгорелись дискуссии относительно замечаний Вагнера по поводу еврейского вопроса, его эссе с 50-х годов и далее, посвященных природе рас и их влиянии на формирование антисемитских суждений Адольфа Гитлера.
Композитор заявил, что немецкому народу неприятна внешность и поведение евреев: «Несмотря на все наши речи в поддержку еврейской эмансипации, инстинктивно нас отвращала мысль о действительном общении с ними».
В 1850 году Вагнер опубликовал эссе «Das Judenthum in der Musik» («Иудаизм в музыке», позже название трансформировалось в «Еврейство в музыке»). Эссе начиналось с нападения на евреев современников (и конкурентов) Вагнера — Феликса Мендельсона и Джакомо Мейербера, но продолжалось определением еврейской культуры как вредной и чуждой части немецкой культуры. Он утверждал, что из-за отсутствия связи с духом немецкого народа, еврейские музыканты были способны только на создание неглубоких произведений. Поэтому они сочиняли музыку для того, чтобы добиться популярности и заработать денег. Переписка между Вагнером и Францем Листом «привела к заявлению Вагнера о том, что для него антисемитизм так же необходим, как желчь для крови».
«Выбор имеет чисто музыкальное объяснение, — говорит Баренбойм. — Когда речь заходит о Вагнере, то рассматривать его нужно не с точки зрения политики или его личности, а с точки зрения его великой музыки».