По следам ангелов

Спасаясь от мести Эсава, Яаков покидает Беэр-Шеву и отправляется в Харан к родне своей матери. По дороге он «задерживается» на 14 лет в иешиве Шема и Эвера. Закончив учебу, Яаков продолжает путь и прибывает к горе Мориа, месту будущего Храма. Там он ложится спать на камни и видит пророческий сон: ангелы поднимаются и спускаются по лестнице, соединяющей небо и землю. Б-г обещает дать Яакову всю страну Эрец-Исраэль, произвести от него великий народ и быть ему защитой. Проснувшись, Яаков дает обет построить жертвенник в этом святом месте и выделять Б-гу десятую часть от всех своих приобретений. Наконец, оказавшись в Харане, Яаков встречает там свою двоюродную сестру Рахель. Не имея денег для сватовства, он договаривается с отцом Рахели, своим дядей Лаваном, отработать пастухом семь лет за право жениться на ней. Однако по окончании этого срока Лаван обманывает Яакова: дает ему в жены старшую дочь Лею. Яаков трудится на Лавана еще семь лет за Рахель. Лея рожает четырех сыновей, будущих основателей колен Израиля: Реувена, Шимона, Леви и Иегуду. Рахель переживает свое бесплодие и дает Яакову служанку Бильгу, которая рожает Дана и Нафтали. У Зильпы, служанки Леи, рождаются Дан и Ашер, а сама Лея производит на свет Иссахара, Звулуна и дочь Дину. Наконец, у самой Рахели появляется ее первенец Йосеф. Яаков хочет уйти с семьей от Лавана, но тот не отпускает племянника, присутствие которого обеспечило ему процветание. Он заключает с Яаковом выгодное для себя трудовое соглашение. Однако на этот раз обман не удался: в стадах Яакова резко увеличивается приплод коз и овец. Чувствуя растущую зависть и вражду со стороны Лавана и его сыновей, Яаков тайно покидает их дом вместе с семьей и скотом. Разгневанный тесть бросается в погоню, но, получив предостережение от Б-га, не решается атаковать Яакова. Заключив с Лаваном «пакт о ненападении», Яаков переходит границу Эрец-Исраэль и идет навстречу грозно поджидающему его брату Эсаву.

***

«И приснилось ему (Яакову): вот лестница поставлена на землю, а верх ее достигает неба, и вот ангелы Б-жьи восходят и спускаются по ней. И вот Г-сподь стоит над ним и говорит: «Я Г-сподь — Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака, землю, на которой ты лежишь, тебе отдам и потомству твоему» (28:12-13). О каких ангелах идет речь? РАШИ объясняет, что Б-г послал ангелов Эрец-Исраэль, чтобы они сопровождали Яакова и охраняли его до границы, а там их сменят ангелы зарубежья (хуц ла-арец).

РАМБАН (Нахманид) дает два других толкования. Первый вариант. Это были ангелы, которым Б-г велел управлять миром. Всевышний хотел показать Яакову, как они предстают перед небесным Троном и сообщают о том, что происходит в нижнем мире. Б-г дает им указания, как решать земные проблемы, после чего ангелы возвращаются на землю.

Он показал также Яакову, что ангелы не властвуют над ним. На это указывают слова в приведенном отрывке: «И вот Г-сподь стоит над ним…». Всевышний лично наблюдает за Яаковом (и его потомками) с вершины лестницы и направляет ход событий, относящихся к нему. Такое исключительное внимание объясняется тем, что Яаков стоял на более высоком духовном уровне, чем другие праведники той эпохи. О последних сказано в книге Псалмов (Теиллим): «Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе — хранить тебя на всех путях твоих» (91:11).

Во втором объяснении РАМБАН утверждает, что речь идет об ангелах, которые управляют судьбами народов. Конкретно, это четыре ангела, каждый из которых опекает один из четырех народов, покорявших сынов Израиля: Вавилон, Персия-Мидия, Греция и Рим. Всевышний хотел показать с помощью этих ангелов, сколько лет каждый из упомянутых народов будет угнетать евреев. Количество ступенек, на которые восходили ангелы, соответствовало годам угнетения. По окончании каждого периода Всевышний лишал каждый из этих народов их силы и могущества. Вавилоняне порабощали сынов Израиля 70 лет — их ангел поднялся на 70 ступенек; Персия и Мидия правили 52 года; и Греция — 180 лет.

Затем наступил черед Рима. Яаков с ужасом наблюдал, как ангел его брата Эсава поднимается все выше и выше: сто ступенек, двести, пятьсот…тысяча, тысяча пятьсот. Вот он уже скрылся из виду далеко за облаками. «Г-споди, — взмолился Яаков, — неужели римское угнетение никогда не прекратится!?»

И тогда Б-г его успокоил: «Не бойся. Придет время, и римская цивилизация тоже падет, а твои дети выйдут на вечную свободу». Вопрос лишь — когда…

Высокая цена милосердия

«И было утром: увидел Яаков, вот, это Лея, и сказал он Лавану: «Что это ты мне сделал? Ведь за Рахель служил я у тебя! Зачем же ты обманул меня?» (29:25). Раздел «Ваеце» насыщен яркими событиями, столкновениями характеров, напряженными сценами, высшим благородством и несравненной подлостью, самоотверженной любовью и лютой ненавистью. В нем достаточно сюжетов для десятков романов, сотен жанровых композиций к художественным полотнам и материала для множества лекций на морально-этические темы.

Возьмем, например, историю с подменой невесты. Вместо обещанной Рахели Лаван «подсунул» Яакову Лею в первую брачную ночь. Но почему Яаков дал себя так легко обмануть? Как можно перепутать двух девушек, хотя и родных сестер? Комментаторы сообщают, что в обмане участвовала… сама его жертва — Рахель. Она знала, что Лее предначертано свыше выйти замуж за злодея Эсава, брата-близнеца Яакова. Жалея сестру и стремясь избавить ее от столь печальной участи, Рахель сообщила ей «кодовые сигналы», по которым Яаков примет ее за свою невесту.

Эта беспримерная самоотверженность стала для нас, потомков Рахели, важным подспорьем в последующие эпохи, защищала нас от несчастий и катастроф на протяжении многих веков. Традиция сообщает, что после разрушения Второго Храма Рахель (точнее, ее бессмертная душа) «вступилась» перед Б-гом за еврейский народ. Всевышний благосклонно принял ее ходатайство и «смягчил» беспощадный приговор, обещав, что изгнанию придет конец, и евреи вернутся в Эрец-Исраэль. Любопытно, что аналогичное заступничество со стороны праотцов и Моше-рабейну не возымело действия. Вот как высоко ценятся в иудаизме благородство и милосердие.

«На тебе сошелся клином белый свет…»

«И сказала Лея: «Дал мне Б-г вознаграждение (схари) за то, что я отдала свою служанку мужу моему!» — И назвала сына именем Иссахар» (30:18). Через две недели мы начнем отмечать восемь дней Хануки. Закройте глаза и попытайтесь представить себе этот праздник. Что приходит вам на ум в первую очередь? Свет ханукальных свечей, вращающийся волчок «дрейдел», аромат картофельных оладий «латкес» и вкуснейшие пончики «суфганиот». И, конечно, прекрасный ханукальный гимн «Маоз цур», который поют при зажигании свечей. В этом гимне есть слова «бней-бина», понимающие сыны. Кто были эти «сыны» и что они понимали?

Одним из давних обычаев праздника Лаг ба-Омер была стрельба из лука. Символ еврейского месяца кислев, который начался на прошлой неделе и завершится Ханукой, — лучник. Какая связь между Лаг ба-Омер и луком в кислеве? Лаг ба-Омер отмечается в память о рабби Шимоне бар-Йохае, великом законоучителе и основоположнике каббалы. Рабби Шимон умер в этот день, тридцать третий день счета Омера, а перед смертью успел сообщить своим ученикам скрытую мудрость Торы. Лук и стрелы символизируют это раскрытие. Каким образом?

Белый свет, в котором мы живем и который мы видим каждый день, кажется неделимым и цельным. Можно подумать, что его невозможно разложить на элементы — одна сплошная и чистая белизна. Но радуга, изогнутая в виде лука, раскрывает перед нами анатомию белого света, расчленяет его на составляющие. Она показывает, что в действительности белый свет состоит из всех ее цветов. Короче, радуга показывает нам различные цвета, скрытые в сплошной белизне. Точно так же рабби Шимон бар-Йохай раскрыл нам тайный свет Торы.

Празднование Хануки — самое яркое событие месяца кислев, месяца лука и стрел. В эти восемь дней мы прославляем скрытый свет Торы в огнях ханукальных светильников. Иссахар, рожденный Леей, старшей женой Яакова, и посвятивший себя изучению Торы, был зачат в Хануку и родился в праздник Шавуот. Рождение человека –это образец раскрытия того, что было дотоле сокрыто. Момент зачатия незаметен и полностью раскрывается только после того как зачатый ребенок вступает в этот мир. Рождение Иссахара, его появление на свет тоже символизировало соединение скрытого и явного — скрытого света Хануки и откровения у горы Синай в праздник Шавуот.

Те «бней-бина», понимающие сыны, а точнее, носители мудрости Торы, о которых поется в Хануку, — это дети Иссахара, которые понимают и наследуют связь Хануки и Шавуота. Вот почему в «Книге хроник» (Диврей а-ямим) их называют «мужами, понимающими время». Они понимали, в чем состоит связь между этими двумя праздниками — Ханукой и Шавуотом, видели, как взаимосвязаны скрытая и раскрытая Тора.

13a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора