— Уважаемый рав Эссас, что бы Вы посоветовали в следующей ситуации? Если девушка баалат тшува (стала жить по еврейским законам) уже несколько лет ищет шидух (знакомство с целью создания семьи) и не может найти, и ей уже не 18 лет (мягко говоря). Как известно, эта проблема стоит перед очень многими религиозными евреями, даже есть название этому — кризис шидухов. В такой ситуации (почти катастрофической!) можно ли пойти не совсем традиционными путями и искать не только среди религиозных людей, но, например, найти нерелигиозного еврея, который понравится, и попробовать приблизить его или нееврея к иудаизму? Понятно, что этот процесс займёт определённое время.
Мила. Россия
— Вы правы: проблема с шидухами (когда люди пытаются создать семью по сватовству, но относительно долгое время ничего из этого не получается) в еврейском религиозном обществе действительно существует. И Ваша идея «пойти не совсем традиционными путями», если отнестись к поиску пары разумно и творчески, может оказаться перспективной. При том, подчеркну, что в установленной нашей традицией в данной сфере шкале предпочтений «метод» шидуха на первом месте (и я придерживаюсь той же позиции), каждому здравомыслящему человеку понятно, что он (этот «метод») не может быть единственным. Особенно для тех, кто не рос в глубоко традиционной еврейской среде. И тут могут возникать и другие варианты. Сразу же скажу, что мысль о возможном союзе с неевреем нужно отбросить. Тора запрещает нам заниматься миссионерством. Что же касается выдвинутого варианта поиска пары среди нерелигиозных евреев, он, на мой взгляд, вполне заслуживает рассмотрения. Если он и она понравились друг другу, и между ними возникла взаимная симпатия, это может быть поводом, чтобы взвесить реальные шансы на создание семьи. В конце концов, замуж выходят не за «профессию». Не за «денежный капитал», который имеет (или не имеет) «претендент». И не за «уровень религиозности», который, кстати сказать, может быть порой и обманчивым. Бывает, что черная шляпа (или кипа) на голове — лишь «формальный знак» принадлежности к определенной группе, а соблюдение наших законов — привитая с раннего детства привычка. В душе же при этом может быть зияющая пустота.
Замуж выходят — за человека. Когда решающее значение приобретают личные качества «кандидата», совместимость характеров, соотношение положительных и приемлемых (и неприемлемых) негативных черт, уровень взаимопонимания, степень общности интересов и устремлений и т.д. Ваша задача, если Вы познакомитесь с нерелигиозным евреем, усложняется. Ведь Вам необходимо понять, способен ли этот конкретный человек со всей искренностью открыть свое сердце и душу Всевышнему и Его Торе. Ради себя самого, ради того, чтобы приблизиться к Истине и по-настоящему стать сыном своего народа. Тут, конечно же, важна «предыстория». Многие евреи, особенно те, кто воспитан в странах бывшего СССР (впрочем, таких людей немало и среди тех, кто вырос даже в Израиле), напичканные придуманными людьми теориями, не имеют никакого реального представления о том, Кто создал мир.
Вернуть еврея на путь, который указывает нам Творец мира — огромная заслуга перед Небом.
Отвечал Рав Элиягу Эссас