Памяти Михаила Жванецкого… Не стало великого сатирика

Фото: meduza.io

Не стало Михаила Жванецкого. Его ироничный и печальный взгляд, литературный талант и острая реакция позволили ему безошибочно выразить целую эпоху. За месяц до смерти он принял решение уйти со сцены. Но его невероятно точные слова останутся с нами навсегда.

Последний большой проект Жванецкого — телевизионный фильм «Одесский пароход». Съемочный процесс остановился, когда на площадку пришел Михаил Жванецкий — главный персонаж этого проекта, автор и в прямом смысле, и в переносном. Его знаменитые миниатюры легли в основу фильма, и он же играет самого себя, то есть создателя этих историй. К роли, хоть и небольшой, отнесся со всей серьезностью большого артиста.

«Это получилось гораздо грандиознее, чем я ожидал. Ну, я думал, бывает, я же видел съемки для телевидения: там два-три человека, и что-то стоит, и кто-то с микрофоном вопросы задает. А здесь на съемочной площадке — жизнь, и я стал играть! Пройдите сюда, остановитесь, поворачивайте налево», — сказал Михаил Жванецкий.
Писатель, артист, мыслитель. Знаток человеческих душ. Жванецкий давно вышел за рамки любых жанров и определений.

В одном из давних монологов Жванецкий мечтает отменить время. Собрать все часы и спрятать. Чтобы осталось одно «сейчас». «Хотя мы все очень смеемся, и нам кажется, что мы любим Жванецкого, но часто забываем, какой это серьезный писатель. Прозаик пускает в ход обыденную речь, которую мы все говорим. И это слово, столь расхожее в нашей жизни, вдруг становится каким-то искусством. Все его слово состоит неизвестно из чего — одних междометий, дырок, пропусков, пустот, меканий, междометий. Вот такое удивительное слово. Практически он как будто и словом не пользуется».

Жванецкий — это детали, а в деталях, как известно — самое пронзительное.

«Боже, как он утешал собственно своими рассказами, он просто утешал нас всех, и его добрая улыбка, и тот самый вариант, когда и смешно, и грустно, и благодарность ему великая, великая, просто, вот, он был средоточием нашего времени, да, без него даже трудно представить себе, как бы мы жили», — поделилась народная артистка России Елена Камбурова.

А еще Жванецкий — коллекционер. Он собирал приметы времени и щедро ими делился. Говорил: в общем, пишу правдиво. Если и сочиняю, то на базе того, что видел. С юмором и иронией — о тонком, больном и важном. Высмеивает хамство и глупость. Его изысканные парадоксы на слуху уже у нескольких поколений.

«Михал Михалыч — уникальное явление не только в русской литературе, но и в русской культуре. Каждое время как бы выделяет одного человека иронического, писателя выдающегося, там, Гоголь, Салтыков-Щедрин не совпадали по времени, Зощенко. Наше время пришлось, слава Богу, на Жванецкого, нам очень повезло. Я считаю, что Мишин уход — это огромная потеря для русской культуры, для страны, это очень крупная потеря», — сказал фотограф, журналист, телеведущий Юрий Рост.

Смех Жванецкого — хорошее лекарство от абсурда. Писать он любил от руки. «Мне нужно видеть зачеркнутое. Когда я это вижу, я вижу, что это и через что я прошел. И еще я понимаю, что этим можно воспользоваться», — добавил Михаил Жванецкий.

Теперь очевидно, Жванецкий сам по себе — отдельный жанр и целая эпоха.

«Новости культуры»

12a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора