Чем ближе выборы, тем активнее республиканец Дональд Трамп и демократ Джо Байден летают по стране, собирая толпы сторонников и в очередной раз излагая свои взгляды и обещания Америке, если она доверит им четыре года власти. Для 74-летнего Трампа это будут вторые четыре года, а для 77-летнего Байдена — первый срок президентства после 8 лет вице-президентства и 37 лет сенаторства. Во вторник Джо Байден посетил Джорджию, «красный», то есть прореспубликанский штат с 1996 года. Кандидата демократов либо окрыляли результаты опросов, согласно которым он идет почти вровень с Трампом, либо он понадеялся на гипноз своих предвыборных речей. А Трамп прилетел в Небраску, где его любят, держа в запасе соседнюю Айову с шансами, тоже почти равными байденовским. А до этого посетил Висконсин и Пенсильванию, которые отобрал у Хиллари Клинтон четыре года назад.
Что значит такая активность в нынешних, мягко говоря, необычных выборах? И удалось бы Хиллари отстоять эти «синие» штаты, посети она их за несколько дней до выборов? Задав себе эти вопросы, обозреватель канала Fox News Ховард Курц отвечает, что для Трампа, который любит, умеет и может выступать перед многолюдьем, это имеет смысл даже в осторожную пору пандемии, а молчуну Байдену, который настаивает на всех возможных мерах предосторожности и предпочитает маску микрофону, это дает немного. Трамп с энтузиазмом владельца магазина спорттоваров настаивает на величии Америки, которое она вернет и преумножит при его власти — трудом, трудом и еще раз трудом, которое он постарается обеспечить всем необходимым, от зарплаты до уважения за границей. Байден с серьезностью директора похоронного бюро сыплет цифрами болезней и смертей американцев по вине Трампа, попутно обещая Америке земной экологически чистый рай. Яблони там будут плодоносить без риска депортации новых Адама и Евы, если они в этом раю нелегально, а маски, социальное дистанцирование и рекомендации врачей плюс бесплатная медицина и множество новых рабочих мест с хорошей зарплатой сделают нашу жизнь и впрямь райской.
Стремясь в обещанное будущее обоих кандидатов, 64 млн американцев уже проголосовали досрочно, а в это время новый скачок заболеваний китайским вирусом достиг примерно 75 тыс. в день. Ховард Курц считает, и я с ним согласен, что фактор Covid19 выходит на нынешних выборах на первое место, так как вторгается во все сферы жизни и экономики, от ресторанов и школ до авиаперевозок и охраны порядка. Трамп, сам переболевший коронавирусом, настаивает на том, что главная опасность уже позади и недавно обозвал канал CNN «тупыми ублюдками» за то, что там только о вирусе и говорят. Прав или не прав наш президент, избегая разговоров о миллионах жертв пандемии или о том, что эти цифры путают с количеством тестов, но вирус остается дамокловым мечом над нашими штатами без различия их предвыборных цветов. Пойдет ли это на пользу Байдену, который бодрой трусцой подбегает к очередной трибуне и только перед микрофоном снимает маску, сказать трудно, но во вред ему это точно не пойдет. Ховард Курц написал, что соперники отчаянно борются «за магическое число 270», имея в виду необходимое для победы количество выборщиков, но выборы этого года для грядущих поколений останутся, как «Covid Еlection».
Обозреватель Рич Лури, редактор консервативного ежедвухнедельника National Review, взялся за выборы с другого конца, за Байдена как за буревестника зеленой революции. «Джо Байден, — написал Лури, — хочет взяться за одну из великих историй успеха Америки за несколько последних десятилетий и втоптать ее в землю. Он поворачивается спиной к колоссальному богатству, которое представляют природные запасы нефти и газа в этой стране. Вместо того, чтобы сосредоточиться на производстве дешевой и обильной энергии — ключевого ингредиента прогресса человечества за всю его историю — он занимается дурацкой попыткой вернуть мировой термометр на 80 лет назад», когда трубы заводов, электростанций и автомобилей не так дымили, а коровы и другие жвачные не так засоряли воздух своими газами. Вторя Дональду Трампу, который сейчас только об этом и говорит, Лури пишет, что «после 50 лет усилий сократить нашу зависимость от ближневосточной нефти, что, наконец, произошло, Байден нацелен на переход Соединенных Штатов на энергию солнца и ветра — индустрию, которая пока опирается на китайских поставщиков».
В дебатах с Трампом 22 октября в Нэшвилле бывший вице-президент заявил, что хочет «перейти от нефтяной индустрии», что Трамп назвал «сильным заявлением» и добавил: «Он хочет уничтожить нефтяную промышленность. Ты запомнишь это, Техас? Ты запомнишь это, Пенсильвания?». Новый «зеленый курс», который предлагают наши социалисты во главе с 79-летним сенатором Сандерсом и 31-летней конгрессвумен Кортес, сегодня звучит не прогрессом, а регрессом. Обнаруженные месторождения природного газа в США выше, чем когда-либо. Пару лет назад мы обогнали Россию и Саудовскую Аравию по добыче нефти. Экспорт американского бензина и природного газа растет, а применение газа вместо нефти сокращает засорение атмосферы, не пересаживая американцев из автомобилей в ветромобили. Кстати, двигатели внутреннего сгорания автомобилей сейчас заменяют электромоторами, хотя для получения электроэнергии для заправки такого автомобиля нужно сжечь больше нефти, чем бензина на поездку в нем.
В 2019 году бензин, уголь и газ составляли 80% всей потребляемой в США энергии. Шведский экономист Бьорн Ломборг отмечает, что доля энергии, которую получают из «возобновляемых источников», к которым относят солнце, ветер, воду и биотопливо, за последние сто лет снижалась, не выдерживая конкуренции с нефтью, углем и газом. Новые и хорошо оплачиваемые рабочие места, которые сулит Джо Байден новой «зеленой» Америке, даже не синица в небе, а уголек в космосе. Угольком звали советскую дворняжку, запущенную в космос 22 февраля 1966 года на биоспутнике «Космос-11». По данным статистического бюро министерства труда США, наш инженер-нефтяник сейчас зарабатывает примерно 137 тыс. долларов в год, операторы насосных систем и нефтеперерабатывающих комплексов 72 тысячи в год, разнорабочие 44 тыс. долларов. Не густо, но жить можно, тем более что жизнь в районах нефтепромыслов не грозит дороговизной. Саму идею безболезненного перехода на энергию солнца и ветра Рич Лури считает фантазией и приводит пример Германии, которая тратит на это миллиарды долларов в год. В Китае, который готов завалить Америку панелями индивидуальных солнечных электростанций, полным ходом строят угольные станции. Лури называет «зеленый» план Байдена ударом по изобретательности и богатству американцев, уже не говоря о здравом смысле, на победу которого сегодня надеются здравомыслящие. Недаром зеленый цвет считается признаком возрастного недомыслия.